Большая советсткая энциклопедия Лифт
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Лифт

Лифт (от англ. lift — поднимать), стационарный подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте.

Прообразы Л. имелись в Древнем Риме ещё в 1 в. до н. э., упоминания о Л. относятся к 6 в. (Египет), 13 в. (Франция), 17 в. (Англия, Франция). Первые пассажирские Л. в России были построены в середине 18 в. (Царское Село, усадьба Кусково). В 1793 в Зимнем дворце был установлен винтовой пасс. Л. конструкции И. П. Кулибина. Л. с паровым, гидравлическим, а затем электрическим приводом появились в связи с развитием многоэтажного домостроения в середине 19 в. (например, в 1852 был построен Л. в США). Механизмом подъёма Л. служили лебёдки, гидроцилиндры со штоками и грузовые винты. В 1880 в Германии Л. Сименс построил первый Л. с электрическим приводом и реечным механизмом подъёма; к началу 20 в. получил большое распространение электропривод с канатной тягой. Различают Л. грузовые (общего назначения и специальные — магазинные, тротуарные и др.) и пассажирские (обычные и скоростные). См. табл.

Основные технические характеристики лифтов в СССР

Тип лифта

Грузоподъемность, кг

Номинальная скорость, м/сек

Высота подъема, м

Грузовой

100—3200

0,17—0,5

5,2—45

Пассажирский

320—1600

(4—20 чел.)

0,7—4

45—150

В некоторых конструкциях Л. скорость движения кабин достигает 7 м/сек при вместимости до 260 человек, например Л. телевизионной башни Московского телецентра в Останкине.

Основные требования, предъявляемые к Л., — безопасность, надёжность, плавность разгона, движения и торможения, точность остановки кабины. Работа Л. не должна сопровождаться высоким уровнем шума и вызывать помехи теле- и радиоприёму.

Устройство Л. показано на рис. 1. Подвешенная на канатах кабина перемещается в проходящей через всё здание шахте. Подъёмный механизм Л. — лебёдка, устанавливаемая в верхней или нижней части здания. Вертикальное положение кабины фиксируют скользящие или роликовые башмаки, которые при движении кабины перемещаются по укрепленным на стенах шахты неподвижным направляющим. Кабины и противовесы для безопасности подвешиваются не менее чем на двух параллельно работающих канатах. Равномерное натяжение канатов обеспечивают пружинные или балансирные подвески.

Л. в зависимости от их назначения, высоты подъёма, расположения лебёдок, планировки и конструкции зданий имеют различные кинематические схемы (рис. 2). Основные группы Л.: с непосредственной подвеской кабины и противовеса, с полиспастной подвеской кабины и противовеса, выжимные с полиспастной подвеской кабины.

Устройства, обеспечивающие безопасную эксплуатацию Л., — ловители кабины и ограничители скорости, которые останавливают кабину при превышении скорости на 15% и более либо при обрыве или ослаблении канатов. Широко распространены клиновые ловители (рис. 3). При срабатывании механизма включения клинья поднимаются вверх и прижимаются к направляющим. При дальнейшем спуске кабины происходят самозатягивание клиньев и остановка кабины. Ловитель связан с ограничителем скорости, центробежное стопорное устройство которого затормаживает шкив с канатом, когда кабина достигает предельной скорости. При последующем движении кабины ловители приводятся в действие системой тяг.

Основной тип привода Л. массового применения — электрический на переменном токе. Наиболее распространена система привода с двухскоростным асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором, которая позволяет значительно снижать скорость и обеспечивает точную остановку кабины. Для точной остановки кабин грузовых Л. с монорельсом применяют микропривод. В конструкциях Л. со скоростями более 1 м/сек используют специальные системы электропривода на постоянном или переменном токе, которые имеют больший диапазон регулирования скорости при постоянном ускорении.

Управление электроприводом Л. (пуск, разгон, замедление, остановка, изменение направления движения) осуществляется пускорегулирующей аппаратурой. Безопасность пользования Л. обеспечивают средства автоматической защиты и блокировок, электрического и механического устройства. При необходимости Л. оборудуют автоматическими дверями, световой сигнализацией, а также двусторонней связью кабины с диспетчерским пультом, обслуживающим одновременно несколько Л. Управление Л. в зависимости от места установки аппаратуры бывает внутренним — из кабины, наружным — с посадочной площадки, смешанным. Часто применяют т. н. собирательное управление. Оно позволяет регистрировать вызовы с этажных площадок и команды из кабины, а затем выполнять их в соответствии с последовательностью расположения этажей при движении кабины вверх и вниз.

В высотных зданиях эффективность использования Л. увеличивается при безостановочной доставке пассажиров через ряд этажей на определённый уровень сначала скоростным, а затем на более высокие этажи обычным Л.

Общественные и административные здания с большим перемещением пассажиров оборудуются системами парного или группового управления Л. (от трёх до шести). Такие системы предназначены для организации автоматической совместной работы Л. при максимальной производительности и минимальном времени ожидания. Утренний, дневной и вечерний режимы работы могут быть заданы диспетчером или установлены автоматически в зависимости от направления и напряжённости потока движения пассажиров.

Типовые конструкции обычных и скоростных пассажирских Л., грузовых Л. применяют для обслуживания доменных печей, нефтеперерабатывающих заводов, телебашен и др. Основные параметры Л., размеры кабин, шахт, машинных и блочных помещений регламентированы ГОСТами, на основе данных которых увязывают механические и строительные части установок, разрабатывают серии унифицированных пассажирских и грузовых Л., обеспечивающих любое архитектурно-планировочное решение зданий.

Лит.: Павлов Н. Г., Лифты и подъёмники, М. — Л., 1965; Бродский М. Г., Вишневецкий И. М., Грейман Ю. В., Ремонт, модернизация и эксплуатация лифтов, 2 изд., М., 1968; Электрооборудование лифтов. Каталог-справочник, в. 1—2, М., 1968—69; Монтаж и эксплуатация лифтов, М., 1969.

Е. М. Стариков.

Следующие

Лифшиц Евгений Михайлович [р. 8(21).11.1915, Харьков], советский физик, член-корреспондент АН СССР (1966). Окончил Харьковский м… читать дальше



Лифшиц Илья Михайлович [р. 31.12.1916 (13.1.1917), Харьков], советский физик, академик АН СССР (1970; член-корреспондент 1960) и… читать дальше



Лихачёв Андрей Федорович [4(16).7.1832, имение Полянки-Никольское, ныне с. Полянки Куйбышевского района Татарской АССР, — 11(23)… читать дальше