Большая советсткая энциклопедия Культурно-историческая школа (в этнографии)
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Культурно-историческая школа (в этнографии)

Культурно-историческая школа в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. н. "теория культурных кругов". Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом Ф. Гребнером в книге "Метод этнологии"(1911). В их основе — идеалистическая концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно которой история не знает закономерностей, исторические явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра. В работах представителей К.-и. ш. главное внимание уделяется изучению пространственного распространения культурных явлений. На той или иной территории выявляется определённое сочетание элементов материальной и духовной культуры и т. о. конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к перемещению и напластованиям нескольких культурных кругов, оторванных от конкретных народов — создателей культуры. Разновидностью К.-и. ш. является венская католическая школа во главе с австрийскими патерами В. Шмидтом и В. Копперсом. Теорию культурных кругов применительно к археологическим материалам развивал австрийский археолог О. Менгин.

Лит.: Левин М. Г., Токарев С. А., "Культурно-историческая школа" на новом этапе, "Советская этнография", 1953, т. 4; Токарев С. А., Венская школа этнографии, "Вестник истории материальной культуры". 1958, № 3.

М. Г. Левин.

Следующие

Культурно-национальная автономия, оппортунистическая националистическая теория, выдвинутая в начале 20 в. некоторыми деятелями а… читать дальше



Культурно-просветительная работа в СССР, система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещ… читать дальше



Культурно-просветительное образование, в СССР система подготовки специалистов высшей и средней квалификации для культурно-просве… читать дальше