Крещение Руси
Крещение Руси, введение в Древней Руси в конце 10 в. христианства как государственной религии. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового государства подготовили условия для смены языческой религии христианством. Уже в середине 9 в., ввиду тесных связей Руси с Византией, христианство в его греко-православной форме получило распространение среди господствующего класса Руси. В 10 в. христианами были многие приближённые князя Игоря, а его жена Ольга около 955 приняла христианство. Однако государственной религией оно стало лишь в связи с принятием христианства и массовым крещением славян, проведённым в 988—989 князем Владимиром Святославичем. С этого времени христианство активно распространялось феодальным государством и формирующейся церковной организацией. В силу того, что церковь являлась составной частью структуры феодального общества, она помогала становлению феодального способа производства, освящая господство и подчинение, проповедуя незыблемость и справедливость классового эксплуататорского общества. Введение христианства как единой государственной идеологии способствовало сплачиванию территории и укреплению Древнерусского государства. Была создана централизованная организация священнослужителей. Единство религии с религиями древних стран Европы делало Древнерусское государство частью мирового христианского общества, сблизило Русь с Византией. Русская церковь стала частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время стремилась поставить Русь в зависимость от себя. Принятие христианства привело также к изменениям в культуре древнерусского общества и её обогащению. На Руси распространяются достигшие высокого развития в Византии живопись и архитектура, а также письменность и письменная литература. Но в то же время преследовалось языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства, сопровождавшее внедрение феодальных порядков, встречало сопротивление народных масс, в 11 в. антифеодальные выступления нередко приобретали форму движений против новой религии в защиту язычества. До 13 в. распространённость христианской религии ограничивалась в основном городами, после монголо-татарского нашествия христианство широко проникло и в деревню, хотя там отдельные пережитки язычества сохранялись вплоть до 19 в.
Лит.: Повесть временных лет, ч. 1—2, М.— Л., 1950; Бахрушин С. В., К вопросу о крещении Киевской Руси, "Историк-марксист". 1937, № 2; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI—XIV вв.), М., 1960; Рыбаков Б. А., Первые века русской истории, М., 1964; Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.) [Критические очерки]. М., 1966; Winter Е., Russland und das Papsttum, t. 1, B., 1960.
Я. Н. Шапов.
Следующие
Крживицкий (Krzywicki) Людвиг (1859—1941), польский учёный и публицист; см. Кшивицкий Л.… читать дальше
Кржижановская-Невзорова Зинаида Павловна [11(23).8.1869, Н. Новгород, — 24.4.1948, Москва], деятель революционного движения в Ро… читать дальше
Кржижановский Глеб Максимилианович [12(24).1.1872, Самара, — 31.3.1959, Москва], деятель революционного движения в России, совет… читать дальше