Крепостная интеллигенция
Крепостная интеллигенция, учёные, архитекторы, художники, актёры, композиторы и люди др. творческих профессий из среды крепостных крестьян. Чаще всего они получали образование или возможность заниматься искусством благодаря содействию своих хозяев (как правило, из своекорыстных интересов помещиков-крепостников). К. и. появилась в России во 2-й половине 18 в., главным образом из дворовых. Отдельные выходцы из крепостных известны в русской культуре 17 и 1-й половины 18 вв. (зодчие Я. Г. Бухвостов, П. Потапов, Д. Мякишев, В. И. Белозёров). Во 2-й половине 18 — 1-й половине 19 вв. К. и. внесла значительный вклад в развитие различных областей культуры: в архитектуре — А. Н. Воронихин, академик и профессор архитектуры И. С. Семенов (крепостной А. А. Аракчеева, получивший свободу в 40-х гг. 19 в.), И. И. Свиязев — преподаватель Горного института и старший архитектор на постройке храма Христа Спасителя в Москве (40-е гг. 19 в.); в живописи — Ф. С. Рокотов, М. Шибанов, Е. Д. Камеженков (после освобождения — академик петербургской Академии художеств), И. П. Аргунов (умер крепостным), Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин (академик петербургской Академии художеств), О. А. Кипренский, Г. В. Сорока (освобожден по реформе 1861), Т. Г. Шевченко, П. М. Шмельков. Крупными представителями русской музыкальной культуры 18 — начала 19 вв. были крепостные: композитор М. А. Матинский, композитор и скрипач И. Е. Хандошкин, композитор и руководитель хоровой капеллы Шереметевых С. А. Дегтярев, композитор А. Л. Гурилев, хормейстер Г. Я. Ломакин. В области литературы, кроме Т. Г. Шевченко, были известны И. С. Сибиряков, И. И. Варакин, С. Н. Олейничук, Ф. Н. Слепушкин, Е. И. Алипанов. Особенно значительна роль К. и. в развитии русской театральной культуры 18—19 вв. Крупнейшими актёрами крепостной сцены были П. И. Ковалева (по сцене Жемчугова), Т. В. Шлыкова (по сцене Гранатова), С. Ф. Мочалов (отец великого трагического актёра), М. С. Щепкин, получивший свободу после 17 лет сценической деятельности. В конце 18 — начале 19 вв. работало свыше 170 крепостных театров (Шереметевых — в Москве, С. С. Каменского — в Орле, П. И. Есипова — в Казани и др.).
Лит.: Сакулин П. Н., Крепостная интеллигенция, в кн.: Великая реформа, т. 3, М., 1911; Познанский В. В., Таланты в неволе, М., 1962.
В. В. Познанский.
Следующие
Крепостная мануфактура, мануфактура, обслуживаемая трудом крепостных крестьян и работников; см. Мануфактура в России.… читать дальше
Крепостное право, совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянск… читать дальше
Крепостной театр, вид частного дворянского театра в России; труппы создавались помещиками из числа крепостных крестьян. К. т. по… читать дальше