Большая советсткая энциклопедия Кинопромышленность
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Кинопромышленность

Кинопромышленность включает кинокопировальную и кинотехническую промышленность и производство киноплёнки.

Кинокопировальная промышленность изготовляет копии кинофильмов (фильмокопии) для их показа в кинотеатрах, на киноустановках, по телевидению и на аппаратуре кинолюбителей. Фильмокопии печатаются на киноплёнке шириной 70, 35, 16 и 8 мм в зависимости от назначения.

Основным потребителем фильмокопий является киносеть СССР. Тиражи фильмокопий определяются идейно-художественной значимостью кинофильма и по отдельным фильмам достигают 1500 экз. Одним из наиболее важных технологических процессов кинокопировальной промышленности является получение с негативов нескольких промежуточных позитивов, а затем контратипов (дубликатов негатива), с которых и осуществляется массовая печать фильмокопий. Изготовление контратипов необходимо также для перевода фильмов с одного формата в другой.

До 1930 фильмокопии изготовлялись непосредственно в цехах обработки плёнки киностудий. Рост киносети и производства кинофильмов в 1923—30 потребовал значительного увеличения тиражей фильмокопий, в связи с чем были созданы специализированные кинокопировальные предприятия. В 1930 была пущена первая в СССР кинокопировальная фабрика в Ленинграде, а затем — в Москве, Киеве, Харькове и Новосибирске. В послевоенные годы кинокопировальные фабрики в городах, подвергавшихся немецко-фашистской оккупации, были восстановлены, остальные реконструированы и оснащены высокопроизводительным оборудованием, в результате чего их основные фонды возросли с 1 млн. рублей в 1945 до 30 млн. рублей в 1971.

Руководство кинокопировальной промышленностью осуществляет Госкино через производственное объединение "Копир-фильм", в которое входят: Московская (головное предприятие), Ленинградская, Киевская, Харьковская, Новосибирская и Рязанская кинокопировальные фабрики, а также Лаборатория обработки цветных фильмов в Москве.

Кинокопировальные фабрики СССР в 60-е гг. изготовляли ежегодно фильмокопии более 300 художественных, 750 научно-популярных и хроникально-документальных фильмов, большого количества киножурналов, а также фильмов, выпущенных по заказу различных ведомств.

Развитие кинокопировальной промышленности характеризуется ростом объёма и номенклатуры массовой печати цветных 70-, 35-, 16-й 8-мм фильмокопий, применением высокопроизводительного оборудования, механизацией трудоёмких процессов и специализацией предприятий. Так, Московская кинокопировальная фабрика наряду с выпуском массовых фильмокопий специализируется на изготовлении контратипов, контрольных копий, негативов фонограмм и др. материалов, с которых производится массовая печать фильмокопий на др. кинокопировальных фабриках. Кинокопировальные фабрики СССР оснащены высокопроизводительными проявочными машинами, кинокопировальными аппаратами контактной и оптической печати, монтажным и кинопроекционным оборудованием, средствами механизации транспортных и складских работ,

Л. Г. Ларионов.

Кинотехническая промышленность разрабатывает и производит киноаппаратуру и технологическое оборудование для нужд профессионального и любительского кинематографа, телевидения и научных исследований. В состав кинотехнической промышленности СССР входят производственные предприятия, научно-исследовательские и конструкторские учреждения. Кинотехническая продукция выпускается специализированными кинотехническими и общепромышленными оптическими предприятиями. Они выпускают объективы, киносъемочную, кинопроекционную, звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, видеомагнитофоны, проявочные машины, монтажные столы и др. оборудование для производства, печати и показа кинофильмов.

В дореволюционной России кинотехнической промышленности не было, имелись лишь мелкие ремонтные мастерские. Советская кинотехническая промышленность начала развиваться в 1919. В 1923 на Ленинградском государственном оптико-механическом заводе был выпущен первый кинопроектор ГОЗ, во 2-й половине 20-х гг. — кинопроектор ТОМП-4, производство которых позволило отказаться от импорта кинопроекционной аппаратуры, а в дальнейшем обеспечить широкое развитие киносети.

Крупнейшими производителями кинотехнической продукции к началу 70-х гг. являлись производственное объединение "Экран" и Ленинградское оптико-механическое объединение. В производстве киноаппаратуры применяются современные технологические процессы. На кинотехнических предприятиях развита специализация (в производстве киносъёмочных камер, объективов, проекторов для плёнки шириной в 8, 16, 35 и 70 мм, проявочных машин и др.). Комплектующие изделия поступают по кооперации от специализированных предприятий других отраслей промышленности.

Важнейшими направлениями технического прогресса в кинотехнике являются дальнейшее повышение технического уровня аппаратуры для профессионального и любительского кинематографа и расширение номенклатуры оборудования, необходимого для фильмопроизводства.

Среди других социалистических стран кинотехническая промышленность развита в ГДР и Чехословакии. Из капиталистических стран развитую кинотехническую промышленность имеют США, Великобритания, ФРГ, Италия, Япония и Франция.

Г. И. Зубовский.

Производство киноплёнки. В СССР киноплёнка изготовляется на предприятиях химико-фотографической промышленности. В дореволюционной России не было производства киноплёнки и вся потребность в ней удовлетворялась импортом. В СССР первая киноплёнка была получена в 1931 на Переславль-Залесской (Ярославская область) и Шосткинской (Сумская область) фабриках киноплёнки, имевших мощность 75 млн. м в год. Быстрое развитие кинематографии требовало значительного их расширения, а также строительства новой фабрики (в Казани, 1936). Наряду с увеличением выпуска киноплёнки расширялся её ассортимент и улучшалось качество. Большое значение для развития производства отечественной киноплёнки имели научные исследования и технологические разработки научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ), созданного в 1929. В первые послевоенные годы предприятия химико-фотографической промышленности были реконструированы и расширены, что создало необходимую техническую базу для увеличения производства и дальнейшего совершенствования ассортимента и качества киноплёнки. Общий объём производства киноплёнки в 1950 возрос в 2,3 раза по сравнению с 1940. В 1948 в СССР начат выпуск многослойной цветной киноплёнки. В результате внедрения разработок НИКФИ значительно увеличилась светочувствительность негативных киноплёнок при уменьшении зернистости и увеличении разрешающей способности. По сравнению с 1950 выпуск киноплёнки возрос в 1970 в 4,1 раза. По объёму производства киноплёнки СССР занимает 2-е место в мире (после США). Химико-фотографическая промышленность СССР выпускает черно-белую и цветную кинопленку следующих видов: негативную для съемки фильмов, позитивную для размножения фильмокопий, контратипную для изготовления дубликатов оригинального негатива для размножения фильмокопий, черно-белую кинопленку для оптической записи звука, киноплёнку с магнитной дорожкой для магнитной записи звука и др. Наряду с нормальной киноплёнкой, имеющей ширину 35 мм, изготовляется киноплёнка шириной 16 мм для узкоплёночной кинематографии и шириной 70 мм для широкоформатных фильмов. Выпускается также киноплёнка шириной 8 мм. До 50-х гг. киноплёнки, кроме узких, изготовлялись на огнеопасной основе из нитрата целлюлозы. В результате интенсивных исследований по замене нитрата целлюлозы другими плёнкообразующими материалами в 1952 был начат выпуск огнебезопасных киноплёнок шириной 35 мм на основе триацетата целлюлозы. Перевод производства киноплёнок в СССР на огнебезопасную основу полностью завершен в 1968.

Из других социалистических стран развитое производство киноплёнки имеет ГДР. Производство киноплёнки развито в ряде капиталистических стран — США, Японии, Бельгии, ФРГ, Италии.

Б. С. Жук.

Следующие

Киноринхи (Kinorhyncha), класс морских червей. По некоторым признакам сходны с немертинами. Тело (длина 0,1—1 мм) желтоватое или… читать дальше



Киносеть в СССР, совокупность культурно-зрелищных предприятий, осуществляющих показ фильмов населению, — кинотеатры, клубы и др.… читать дальше



Киносита Дзюндзи (р. 2.8.1914, Токио), японский драматург и теоретик театра. Окончил отделение английской литературы Токийского … читать дальше