Каток дорожный
Каток дорожный, машина для уплотнения укатыванием грунтов, дорожных оснований и покрытий. К. д. применяют в автодорожном, железнодорожном, промышленном, городском, гидротехническом, аэродромном строительстве. По способу перемещения К. д. делятся на самоходные и прицепные; по принципу действия — статические и вибрационные (см. Виброкаток). Рабочие органы К. д. — жёсткие стальные вальцы — могут быть гладкими, решётчатыми или иметь на своей поверхности кулачки (шипы). Жёсткие вальцы в некоторых конструкциях заменены пневматическими шинами (рис.). Прицепными катками с гладкими вальцами (статического и вибрационного действия), кулачковыми и на пневматических шинах уплотняют грунты и дорожные основания (см. Дорожностроительные работы). Катки самоходные с гладкими вальцами (двух- и трёхвальцовые, статического и вибрационного действия) и с пневматическими шинами применяются главным образом для уплотнения дорожных покрытий. Эффективность уплотнения зависит от удельного давления на поверхность, для увеличения массы машины её нагружают балластом (железобетонные кубы или ёмкости с песком). Масса К. д. от 5 до 50 т. Скорость передвижения 2—8 км/ч.
Лит. см. при ст. Дорожные машины.
Ю. А. Бромберг.
Следующие
Като Киёмаса (1562—1611), японский полководец. Служил второму из трёх феодальных правителей Японии конца 16 в. Хидэёси Тоётоми, … читать дальше
Каток полевой, с.-х. орудие для выравнивания и уплотнения поверхностного слоя почвы, дробления и разрушения почвенных глыб, комк… читать дальше
Католикос (от греч. katholikós — вселенский, всеобщий), титул главы армянской (с 363), грузинской (с 475) и албанской (см… читать дальше