Каркасно-панельные конструкции
Каркасно-панельные конструкции, конструкции зданий, состоящие из несущих элементов каркаса и ограждающих конструкций (стен, перекрытий и покрытий), выполненных из панелей. К.-п. к., выполняемые из дерева, металла и железобетона, широко применяются в современном многоэтажном и малоэтажном строительстве жилых, общественных и промышленных зданий. В многоэтажных зданиях, воспринимающих большие ветровые усилия, чаще всего применяются железобетонные связевые каркасы, передающие ветровые нагрузки на вертикальные и горизонтальные диафрагмы. В малоэтажном строительстве используют К.-п. к. с деревянным каркасом, состоящим из стоек, ригелей и раскосов. Ограждающие конструкции (наружные стены и покрытия) выполняются в виде щитов-панелей из дерева с утеплителем.
Наибольшее распространение в СССР в связи с развитием индустриального строительства получили К.-п. к. из бетонных и железобетонных элементов. К.-п. к. из стальных элементов рациональны главным образом в высотных гражданских зданиях (30 этажей и выше). В жилых и общественных зданиях К.-п. к. проектируются по полной и неполной схемам; в промышленных зданиях с крановыми нагрузками — по полной схеме. Наружные стены здания при полной схеме состоят из колонн и панелей, выполняемых из лёгкого или тяжёлого бетона или из листовых материалов (асбестоцемента, нержавеющей стали, алюминия, пластмасс) в сочетании с утеплителем. Обычно такие К.-п. к. применяют в многоэтажных зданиях (выше 9 этажей). В зданиях меньшей этажности и с несущими наружными стенами используются К.-п. к. с неполной схемой, при этом несущие стены выполняются из однослойных легкобетонных панелей или из железобетонных и бетонных утеплённых панелей.
В каркасно-панельных зданиях с панелями перекрытий размером "на комнату" каркасы могут проектироваться без ригелей (по так называемой безригельной схеме) с опиранием панелей перекрытия непосредственно на колонны. К безригельной схеме обращаются также и в тех случаях, когда требуются большие помещения, например в общественных или производственных зданиях.
В связевых системах каркаса вертикальные диафрагмы жёсткости располагаются между колоннами и выполняются из железобетонных или бетонных панелей, а в многоэтажных зданиях (25—40 этажей) в виде монолитной стенки из железобетона. Панели диафрагмы соединяются между собой по вертикали и но горизонтали, а также с панелями перекрытия или с ригелями, расположенными в плоскости диафрагмы жёсткости, путём сварки стальных закладных деталей; швы заливаются цементным раствором. Закладные детали служат также для крепления панелей диафрагмы жёсткости к колоннам. Конструкции сопряжения элементов каркаса в узлах и в стыках определяются в зависимости от расчётной схемы с передачей усилия через закладные детали или через железобетон путём замоноличивания стыков и узлов на месте строительства; применяется также сочетание этих двух способов.
Лит.: Кузнецов Г. Ф., Морозов Н. В., Антипов Т. П., Конструкции многоэтажных каркасно-панельных и панельных жилых домов. [Альбом], М., 1956; Дыховичный Ю. А., Конструирование и расчет жилых и общественных зданий повышенной этажности, М., 1970.
Н. В. Морозов.
Следующие
Каркассонн (Carcassonne), город на Ю. Франции, административный центр департамента Од (историческая область Лангедок). Расположе… читать дальше
Каркинитский залив, залив Чёрного моря между северо-западным берегом Крымского полуострова и берегом материка. Вдаётся в сушу на… читать дальше
Карл I (Karl) (17.8.1887, Перзенбёйг, Нижняя Австрия, — 1.4.1922, Фуншал, остров Мадейра), император Австрии и король Венгрии (п… читать дальше