Каратыгины
Каратыгины, семья русских актёров. Андрей Васильевич К. [4 (15).7.1774, Петербург, — 26.12.1831 (7.1.1832), там же], окончил Петербургское театральное училище (1794, занимался у И. А. Дмитревского). В 1791 дебютировал на сцене петербургского Большого театра (Гектор — "Игрок" Реньяра). Играл роли молодых повес, позднее (с 1810) — "благородных отцов". С 1819 режиссёр петербургской драматической труппы. Оставил сцену в 1822. С 1794 до конца жизни вёл дневник — "Журнал театральный", куда ежедневно заносил все события петербургской драматической сцены (хранится в институте рус. литературы — Пушкинский дом, Ленинград); фактические данные "Журнала" были использованы П. Н. Араповым в "Летописи русского театра" (1861).
Василий Андреевич К. [26.2 (10.3).1802, Петербург, 13 (25).3.1853, там же], сын Андрея Васильевича К. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством занимался с А. А. Шаховским и П. А. Катениным — видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии. В 1820 дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия В. А. Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, К. Ф. Рылеевым, В. К. Кюхельбекером), К. после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю. На раннем этапе творчества был связан с традициями классицизма. Уже в 20-е гг. определились характерные черты его актёрского стиля — приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. Исполнял роли Дмитрия Донского, Сида ("Димитрий Донской" Озерова, "Сид" Корнеля), Ипполита ("Федра" Расина). Пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петербургского Александринского театра (1832) К. — ведущий трагик этого театра. Играл главные роли в псевдопатриотических пьесах: Пожарский, Ляпунов ("Рука всевышнего отечество спасла", "Князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский" Кукольника), Иголкин ("Иголкин, купец Новгородский" Полевого) и др. Основываясь на классицистской эстетике, К. подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя — ревность Отелло, стремление захватить престол — у Гамлета ("Отелло" и "Гамлет" Шекспира, 1836 и 1837). Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Критики В. Г. Белинский, Н. И. Надеждин ("П. Щ.") отрицательно оценили парадно-декоративное искусство К., противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество П. С. Мочалова. "Смотря на его игру, — писал Белинский в статье "И моё мнение об игре г. Каратыгина", — вы беспрестанно удивлены, но никогда не тронуты, не взволнованы..." (Полное собрание соч., т. 1, 1953, с. 187). Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на К. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины. "... Его игра становится всё проще и ближе к натуре...", — отмечал Белинский в статье, посвященной исполнению К. главной роли в драме "Велизарий" Шенка (1839) (там же, т. 3, 1953, с. 323). Высоко оценил Белинский психологически сложное раскрытие К. образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI ("Заколдованный дом" Ауфенберга, 1836). Творчество К., тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства. К. был первым исполнителем ролей Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона ("Каменный гость", 1847, и "Скупой рыцарь", 1852, Пушкина), Арбенина ("Маскарад" Лермонтова, отдельные сцены, 1852). Перевёл и переделал для постановки на рус. сцене более 40 пьес (в том числе "Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца, "Король Лир", "Кориолан" Шекспира, и др.).
Александра Михайловна К. (урожденная Колосова) [4 (16).2.1802, Петербург, — 7 (19).3.1880, там же], жена Василия Андреевича К. Ученица А. А. Шаховского и П. А. Катенина. Дебютировала на петербургской сцене в 1818. Выступала в классицистском репертуаре (Моина — "Фингал" Озерова, Камилла — "Горации" Корнеля, и др.). Наибольшего успеха добилась в романтических драмах, мелодрамах, салонных комедиях. Среди её ролей — Мария Стюарт ("Мария Стюарт" Шиллера), госпожа де Лери ["Женский ум лучше всяких дум" ("Каприз") Мюссе], Елена Глинская ("Елена Глинская" Полевого).
Петр Андреевич К. [29.6 (11.7).1805, Петербург, — 24.9 (6.10).1879, там же], сын Андрея Васильевича К. Окончив Петербургское театральное училище (1821), всю жизнь играл в Александрийском театре. Исполнял роли преимущественно в комедиях и водевилях. Наибольшую известность приобрёл как драматург-водевилист. Написал свыше 40 водевилей ("Водевили", 1937). Лучшие из них имели успех благодаря злободневности сюжета, живости диалога, занимательности куплетов: "Дом на Петербургской стороне" (1838), "Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони" (1838), "Булочная, или Петербургский немец" (1843), "Вицмундир" (1845), "Дядюшка о трёх ногах" (1853) и др. Ограниченность взглядов К. проявилась в водевиле "Натуральная школа" (1847), в котором он высмеял реалистическое и демократическое направление рус. литературы. К. — автор "Записок" (т. 1—2, 1929—30, последнее изд. 1970), в которых нашли отражение события театральной жизни тех лет.
Актрисой петербургской сцены была также жена Андрея Васильевича, мать Василия и Петра К. Александра Дмитриевна К. (до замужества Перлова) (1777—1859).
Лит.: Лебедев В. А., "Журнал Театральный" артиста Андрея Каратыгина, в сборнике: О театре, [т.] 2, Л., 1927; Карпинская Е., Финкельштейн Е., О Каратыгине, "Театр", 1941, № 5; Родина Т., Русские романтические актёры. П. Мочалов. В. Каратыгин, в кн.: Театральный альманах. Сб. ст. и материалов, кн. 8, М., 1948, с. 163—91; Альтшуллер А, Я., Театр прославленных мастеров. Очерки истории Александрийской сцены, Л.. 1968, с. 31—34, 42—45, 58—67; Королёва Н., П. А. Каратыгин и его "Записки", в кн.: Каратыгин П., Записки, Л., 1970.
А. Я. Альтшуллер.
Следующие
Каратэ (япон., буквально — голыми руками), японская система самозащиты без оружия, основанная на ударах рукой (ребром ладони, ку… читать дальше
Караугом, долинный ледник на северном склоне Главного хребта Большого Кавказа, северо-западнее гора Уилпата (4638 м). Общая длин… читать дальше
Караул (тюрк. — стража), вооружённое подразделение, назначенное для охраны и обороны военных объектов или для отдания воинских п… читать дальше