Капская провинция
Капская провинция (англ. Cape Province, голл. Kaapland), провинция Южно-Африканской Республики. Площадь 721 тыс. км2. Население 7111 тыс. чел. (1970), в том числе африканцы банту 4235 тыс., мулаты 1752 тыс., выходцы из Европы 1102 тыс., из Азии 21,6 тыс. чел. Банту и мулаты подвергаются расовой дискриминации. Административный центр — г. Кейптаун.
Прибрежная низменность и Капские горы (высота до 2000 м) на Ю. отделены от внутреннего высокого плато Верхнее Карру Большим Уступом (см. Уступ Большой) высота до 2500 м и впадиной Большое Карру. Климат внутренних районов тропический, засушливый на В., полупустынный на З. Климат приморских равнин субтропический, на Ю.-З. — средиземноморский, на Ю.-В. — муссонный. Наиболее крупные реки — Оранжевая, Сандис, Грейт-Фиш. Растительность — вечнозелёные кустарники на Ю.-З., саванны и кустарниковые полупустыни и пустыни на плато.
В хозяйстве К. п. занято 1635 тыс. чел. (1960, в том числе 865 тыс. банту), из них в сельском хозяйстве 43%, промышленности 15%, строительстве 6%, торговле 10%, на транспорте 4%, в сфере услуг 22%. Преобладающая часть с.-х. земель сосредоточена в крупных капиталистических хозяйствах и плантациях. Большое развитие получило экстенсивное животноводство, особенно овцеводство шёрстного направления; поголовье овец (1961) 24,5 млн.; 60% настрига шерсти в стране. Среди с.-х. культур преобладает пшеница. Развито виноградарство и садоводство. В. К. п. сконцентрировано свыше 90% добычи марганцевой руды в ЮАР (основное месторождение Постмасбург) и свыше 40% добычи алмазов (Кимберли, Намакваленд): разрабатываются также месторождения медной и железной руды, барита, асбеста. Со времени 2-й мировой войны 1939—45 развивается обрабатывающая промышленность. Крупные предприятия машиностроения (автосборочные, вагоностроительные, электротехнические, судоремонтные), химической и цементной промышленности. Развиты также лёгкая (текстильная, швейная, кожевенно-обувная), стекольная, деревообрабатывающая. И пищевкусовая (мукомольная, маслодельная, табачная, виноделие и др.) промышленность. Длина железных дорог 8,7 тыс. км, из них 1,3 тыс. км электрифицировано (1964). Важнейшие порты: Кейптаун (второй по грузообороту порт страны), Ист-Лондон, Порт-Элизабет. В Саймонстауне — основная военно-морская база ЮАР.
В. Ф. Худолей.
Следующие
Капская складчатая зона, полоса складчатых средневерхнепалеозойских и нижнетриасовых отложений на крайнем юге Африки (ЮАР). Прос… читать дальше
Капские горы, горы на Ю. Африки, в ЮАР, между Порт-Элизабет на В. и устьем р. Олифантс на З. Длина около 800 км. Состоят из неск… читать дальше
Капсукас (до 1955 — Мариямполе), город, центр Капсукского района Литовской ССР. Расположен на р. Шяшупе (приток Нямунаса). Ж.-д.… читать дальше