Большая советсткая энциклопедия Амплуа
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Амплуа

Амплуа (франц. emploi — употребление, использование; должность), специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием. Название А. идёт обычно или от главной функции, выполняемой персонажем в пьесе [например, любовник (роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, умом, благородством, любящих или являющихся предметом любви), травести (роли юношей, мальчиков, подростков, исполняемые женщинами) и др.], или от основной черты его характера [например, герой, тиран, благородный отец, инженю (т. е. наивная девушка), грандкокет (кокетка) и др.]. Возникновению А. содействовали в истории театра два встречных процесса: переход из пьесы в пьесу однородных персонажей и утверждение исполнительской традиции, ограничивающей возможность индивидуальной трактовки роли. В результате приёмы игры канонизировались применительно к изображаемым типам. Реализму, с его сложным пониманием человеческого характера, чужда специализация исполнителей по А. Особенно резко восстал против специализации Московский Художественный академический театр. Советский театр стремится к воспитанию актёра широкого творческого диапазона, и потому деление на А. в нём не принято. Тех же принципов придерживаются многие передовые деятели театра зарубежных стран.

Т. М. Родина.

Следующие

Амп (Hamp) Пьер (псевдоним; настоящее имя Анри Луи Бурийон, Bourillon) (23.4.1876, Ницца, — 20.11.1962), французский писатель. И… читать дальше



Ампула (лат. ampulla), 1) у древних римлян глиняный или стеклянный сосуд с узким горлышком для хранения жидкости. 2) Запаянный г… читать дальше



Ампула в анатомии, пузыревидное расширение различных трубкообразных органов. Например, у иглокожих — сократительные пузырьки амб… читать дальше