Законодательный процесс
Законодательный процесс, порядок деятельности высшего органа государственной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции. Для З. п. в социалистических странах характерны: чёткая юридическая регламентация; активное участие общественных организаций трудящихся; научная обоснованность законопроектов, обеспечивающая отражение ими объективных потребностей общественного развития; создание в итоге законов, выражающих коренные интересы и подлинную волю народных масс. В СССР З. п. состоит из 4 стадий: 1) внесение законопроекта в Верховный Совет органом, обладающим правом законодательной инициативы; этому предшествует тщательная предварительная разработка законопроекта в государственном аппарате, научных учреждениях; важнейшие проекты подвергаются всенародному обсуждению; 2) обсуждение законопроекта в Верховном Совете СССР или Верховном Совете союзной (автономной) республики после доклада представителя органа, внёсшего проект. В обсуждении участвуют обычно представители постоянных комиссий Верховного Совета, его депутаты, иногда специалисты, представители общественности; 3) принятие закона путём голосования. Закон считается принятым, если за него голосовало более 1/2 всех депутатов; конституционный закон принимается квалифицированным большинством (не менее 2/3); 4) опубликование принятого закона за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета в официальных органах — "Известиях Советов депутатов трудящихся" и "Ведомостях Верховного Совета СССР"; с опубликованием закона связаны его доведение до всеобщего сведения и его вступление в силу (см. Действие закона).В зарубежных социалистических странах З. п. строится на аналогичных принципах.
В буржуазных государствах З. п. характеризуется сосредоточением права внесения законопроектов в руках глав государства и правительства; под их контролем находится по существу и вся законодательная деятельность парламента. Огромную роль в З. п. играют разного рода парламентские комитеты и комиссии (см. Комиссии парламентские), рассматривающие законопроекты по существу и зачастую предрешающие их дальнейшую судьбу. После принятия закона парламентом следует стадия его санкционирования главой государства, а в некоторых странах (например, во Франции) и стадия промульгации (т. е. решения главы государства об опубликовании закона). Только после этого следует опубликование принятого закона.
А. Ф. Шебанов.
Следующие
Законодательство, 1) один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государ… читать дальше
Закон о защите мира, принят Верховным Советом СССР 12 марта 1951 в ответ на призыв 2-го Всемирного конгресса сторонников мира (В… читать дальше
Закономерность общественная, объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов ис… читать дальше