Большая советсткая энциклопедия Жертвоприношение
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Жертвоприношение

Жертвоприношение, существенная часть религиозного культа; заключается в приношении даров различным духам, обожествленным предметам, богам, святым и прочее. Происхождение Ж. объяснялось учёными по-разному: одни связывали его возникновение с обычаем кормления умерших (австралийский этнограф Б. Спенсер), другие с традициями задабривания и умилостивления духов (английский этнограф Э. Тайлор), совместных родовых трапез (шотландский учёный Р. Смит), с верой в колдовскую силу жертвенного животного и пр. Ж. — очень сложное явление, и корни его разнообразны. Древнейшие формы Ж.: кормление покойников и кормление фетишей (см. Фетишизм), умилостивительное и искупительное Ж., жертва первинок (обрядовое снятие табу, наложенного временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад и др.). С зарождением общественного неравенства, в рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах профессиональные служители культа требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи "вкладов", пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее — церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, например, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви. В истории всех религий известны самые разнообразные формы Ж. — от простейших и невинных ("брызгание" или "возлияние" в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих Ж. у ряда древних народов и "гекатомб" (заклание 100 быков) в античном мире. Особо изуверскими формами Ж. были принесение в жертву богам детей (Древняя финикия, Карфаген), религиозное самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии, скопцы в царской России). Разновидностью Ж. можно считать посвящение духам живых животных (Сибирь), монашество, религиозный аскетизм, посты и др. Смягчённые формы Ж. — символические жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметови др. Пережитки Ж. в той или иной форме сохранились и в современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и др.

Лит.: Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; его же, Религия в истории народов мира, М., 1964; Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Фрэзер Д., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1—4, М., 1928; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936.

С. Л. Токарев.

Следующие

Жеруха (Nasturtium), род многолетних растений семейства крестоцветных. Листья перисторассечённые. Лепестки белые, мелкие. Плод —… читать дальше



Жерушник (Rorippa), род растений семейства крестоцветных. Одно-, дву- или многолетние травы с перисторассечёнными или цельными л… читать дальше



Жестер, жостер (Rhamnus), род кустарников или небольших деревьев семейства крушиновых. Ветви часто колючие. Почки с чешуями. Лис… читать дальше