Большая советсткая энциклопедия Железнодорожные комитеты
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Железнодорожные комитеты

Железнодорожные комитеты в 1905—1907, выборные демократические организации на ж. д. России, возникшие в ходе Революции 1905—1907 для руководства стачечным движением. Осенью 1905 Ж. к. Сибирской, Забайкальской, Среднеазиатской, Ташкентской и некоторых др. дорог действовали, подобно Советам рабочих депутатов, как революционная власть: отстраняли царскую администрацию и брали управление дорогами в свои руки, устанавливали нормы труда и заработной платы и т. д. В декабре 1905 Ж. к. в ряде мест из органов по руководству стачечной борьбой превращались в органы вооруженного восстания. В конце 1905 — начале 1906 царские войска разгромили основные очаги вооруженного восстания, Ж. к. прекратили своё существование.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 229—30; Высший подъем революции 1905—1907 гг. Документы и материалы, ч. 3, кн. 2, М., 1956.

Следующие

Железнодорожные тарифы, см. в ст. Тарифы транспортные.… читать дальше



Железнодорожный вокзал, здание или комплекс зданий, сооружений и устройств на остановочных пунктах ж.-д. транспорта, предназначе… читать дальше



Железнодорожный (до 1939 — Обираловка), город (до 1952 — посёлок) в Московской области РСФСР. Ж.-д. станция в 23 км к В. от Моск… читать дальше