Большая советсткая энциклопедия Гуссерль Эдмунд
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Гуссерль Эдмунд

Гуссерль (Husseri) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, — 26.4.1938, Фрей-бург), немецкий философ-идеалист, основатель философской школы феноменологии. Профессор в Галле, Гёттингене и Фрейбурге. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа;испытал также влияние Б. Больцано, неокантианства (преимущественно Марбургской школы) и др. Г. выступил как резкий критик скептицизма и релятивизма в философии ("Логические исследования", рус. пер., т. 1, 1909). Носителем этих тенденций Г. считает психологизм — убеждение в том, что всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее чистое выражение психологизма Г. видит в той линии, которая идёт от Дж. Локка и Д. Юма через Дж. Милля к В. Вундту. Современные варианты психологизма Г. находит в натурализме (т. е. установке естествоиспытателя, превращенной в мировоззренческую установку) и историцизме (как основном философском принципе). По мнению Г., сами науки о природе и истории нуждаются в определённом обосновании, которое может дать только философия, понятая как строгая наука, наука о феноменах сознания — феноменология. Следуя по пути рационализма Р. Декарта, Г. стремится найти последние самоочевидные логические принципы и т. о. очистить сознание от эмпирического содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Поскольку философия, согласно Г., должна прежде всего освободиться от всех догматических утверждений, вырастающих на почве обычной, "естественной установки" сознания по отношению к миру, Г. требует совершить "эпохе", т. е. акт воздержания от какого-либо утверждения. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания — интенциональность, т. е. направленность на предмет, которую Г. рассматривает как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Г. стремился решить главный теоретико-познавательный вопрос о связи субъекта и объекта: она призвана служить как бы мостом между ними — быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности, феноменология есть, по Г., наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов; Г. называет это переживание "усмотрением сущности" (Wesensschau). Претендуя на нейтральную позицию в решении основного вопроса философии, Г. предложил исключить из феноменологии "положения о бытии". Принятие "сущностей" сближает философскую позицию Г. с платоновским идеализмом; в отличие от "идей" Платона, имеющих онтологический (бытийственный) статус, "сущности" Г. выступают лишь в качестве "значений", не обладающих сферой существования (хотя тенденция к онтологизму у Г. постепенно нарастала). Т. о., субъективистские мотивы Г. сочетает с объективно-идеалистическими.

В поисках твёрдых оснований Г. вынужден был непрерывно видоизменять свою философию. В итоге он обращается к идее "жизненного мира", сближаясь с философией жизни. Переход на позиции исторической трактовки абсолютного опыта осуществляется в одной из последних работ Г. "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" (опубл. 1954), причём современную ему европейскую духовную ситуацию Г. рассматривает как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще.

Г. оказал влияние на современную буржуазную философию; среди его учеников — М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер и др. Феноменология (для которой характерна переориентация с объекта на субъект, с понятийно-спекулятивных методов философского анализа — на "непосредственное прозрение" и "переживание истины" и т. д.) послужила одним из источников экзистенциализма. Философия Г. является отражением глубокого кризиса буржуазной философской мысли.

Соч.: Philosophic der Arithmetik, Bd I, Lpz., 1891: Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewubtseins, Halle, 1928; Husserliana, Bd 1—8, 's-Gravenhague, 1950—1959; Erfahrung und Urteil, Hamb., 1954: в рус. пер. — Философия, как строгая наука, "Логос", 1911, кн. 1.

Лит.: Яковенко Б. В., Философия Э. Гуссерля, "Новые идеи в философии", 1913, сб. 3; Шпет Г. Г., Явление и смысл, М., 1914; Какабадзе 3. М., Проблема "экзистенциального кризиса" и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Гайденко П.П., Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Мотрошилова Н. В., Принципы и противоречия феноменологической философии, М., 1968; Бегиашвили А. Ф., Проблема начала познания у Б. Рассела и Э. Гуссерля, Тб., 1969; Farber М., The foundation of phenomenology, Camb., 1943; Diemer A., Ed. Husserl, 2 Aufl., Meisenheim am Glan, 1965; Tugendhat Е., Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger, 2 Aufl., B., 1970.

П.П. Гайденко.

Следующие

Густав (Gustaf). В Швеции: Г. I Ваза (Vasa) (1496—29.9.1560, Стокгольм), король с 1523. Аристократ Густав Эриксон (Gustaf Eriks… читать дальше



Густавсон Гавриил Гавриилович [22. 12.1842 (3.1.1843), Петербург, — 13(26). 4.1908, там же], русский химик-органик, член-корресп… читать дальше



Густера (Blicca bjoerkna), рыба семейства карповых; близка к лещу. Длина тела 16—19 см (редко до 35 см), весит около 100 г (иног… читать дальше