Грузинская Православная церковь
Грузинская Православная церковь, одна из древнейших православных христианских церквей; возникла в 1-й половине 4 в., когда Грузия приняла христианство в качестве государственной религии. По сравнению с другими православными церквами (см. Православная церковь) Г. п. ц. имеет некоторые отличия в литургических правилах. До 5 в. Г. п. ц. подчинялась антиохийскому патриарху, а затем стала самостоятельной (автокефальной). Во главе Г. п. ц. стоял архиепископ, с 5 в.— католикос, с 11 в. — католикос-патриарх, резиденцией которого была Мцхета. В Абхазии (Западная Грузия) был свой католикос, именовавшийся бичвинтским, т. к. его кафедра была в Бичвинте (ныне Пицунда). Он подчинялся католикосу-патриарху, но в 15 в., в связи с распадом единой грузинской монархии и образованием независимого царства в Западной Грузии, стал самостоятельным. Г. п. ц. обладала большой экономической силой. Ей принадлежали обширные земли и много крепостных крестьян. Богатства церкви росли за счёт пожалований от царей и феодалов и покупки земель. Для усиления своего влияния на население Г. п. ц. было построено много монастырей (Алавердский, Вардзиа, Гелати, Икалто, Шиомгвимский, Шатберд и др.), представлявших собой значительные феодальные хозяйства, в которых эксплуатировался труд зависимого населения. Наиболее крупные владения были у католикоса-патриарха и бичвинтского католикоса. С целью укрепления своего влияния и увеличения доходов Г. п. ц. насильственно насаждала христианство среди горцев. Утверждение христианской религии сопровождалось уничтожением языческих храмов. При этом погибли многие памятники древнегрузинской культуры. В средние века грузинские цари, будучи заинтересованы в поддержке сильной Г. п. ц., наделили её судебными и финансовыми привилегиями. Значительные доходы Г. п. ц. получала от взимания подымного епархиального сбора с населения. На протяжении многих веков наука и просвещение в Грузии были монополизированы церковью, что тормозило их развитие. Однако Г. п. ц. сыграла определённую роль в развитии просвещения в стране в средние века. При некоторых монастырях возникали кружки (в Шиомгвимском, Давид-Гареджском, Алавердском и др.), академии (в Гелати, Икалто) и т. п. Значительное развитие деятельность этих центров грузинской культуры получила в 11 — начале 13 вв., в период создания и укрепления единого грузинского государства. После присоединения Грузии к России в начале 19 в. Г. п. ц. потеряла автокефалию. Были упразднены должности католикоса-патриарха Грузии (1811) и бичвинтского католикоса (1814). В 1811 был учрежден грузинский экзархат Синода для управления Г. п. ц. По закону 1811 большая часть церковных земель и крепостных перешла к т. н. "церковному ведомству", а духовенство стало получать жалованье из казначейства. В 1852—53 имущество Г. п. ц. перешло к казне. Лишь небольшая часть крупных церквей и монастырей сохранила свои земли.
В марте — сентябре 1917 грузинское духовенство восстановило автокефалию Г. п. ц. и, упразднив экзархат, избрало католикоса-патриарха Грузии. В годы Революции 1905—07 и Гражданской войны 1918— 1920 грузинское духовенство в Закавказье активно поддерживало контрреволюционеров. Позже Г. п. ц. заняла лояльную позицию по отношению к Советской власти. В 1943 было установлено общение между Г. п. ц. и русской православной церковью, признавшей автокефалию Г. п. ц.
Б. Р. Ломинадзе.
Следующие
Грузинская Советская Социалистическая республика (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика), Грузия (Сакартвело). I. Общие св… читать дальше
Грузинский институт субтропического хозяйства, основан в 1952 в Сухуми на базе факультетов Грузинского с.-х. института. В состав… читать дальше
Грузинский музей искусств, Музей искусств Грузинской ССР в Тбилиси, основан в 1933 (до 1952 назывался "Метехи"). Включ… читать дальше