Большая советсткая энциклопедия Город
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Город

Город, крупный населённый пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, управления, науки, культуры. Г. обычно административный и культурный центр окружающего района. Основными критериями отнесения населённого пункта к категории Г. служат: численность его населения и функции, которые он выполняет (одну или несколько — в различных сочетаниях): промышленного производства, организационно-хозяйственные, культурно-политические и административные, функции организации отдыха и лечения. В современном Г. — в отличие от деревни — лишь небольшая часть населения бывает занята в сельском хозяйстве. Для Г. характерны повышенная плотность заселения и компактность застройки (часто многоэтажной). Отнесение населённого пункта к категории Г. обычно оформляется в определённом законом порядке и сопровождается установлением его городской черты (границы Г. как административно-территориальные единицы) и городских земель. Выделение Г. в переписях и др. формах учёта в разных странах мира проводится по-разному: в одних странах на основании численного критерия (Г. считаются населённые пункты определённого размера: 3—5—10 тыс. жит.; в некоторых странах минимальное число жителей Г. составляет лишь несколько сот чел.), в других — по совокупности признаков. В СССР отнесение населённых пунктов к категории Г. входит в компетенцию союзных республик. Так, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "О порядке отнесения населённых пунктов к категории городов, рабочих и курортных посёлков" от 12 сентября 1957 устанавливает следующие категории Г. Российской Федерации: Г. районного подчинения (культурные и промышленные центры с населением не менее 12 тыс. чел., из которых не менее 85% составляют рабочие, служащие и члены их семей); Г. краевого, областного и республиканского (АССР) подчинения (крупные промышленные и культурно-политические центры с населением свыше 50 тыс.); в особую категорию выделены гг. Москва и Ленинград.

Население Г. составляет (начало 70-х гг. 20 в.) 1/3 всего населения мира. В Африке в Г. живёт менее 1/5 населения, в зарубежной Азии — свыше 1/5, в Америке и зарубежной Европе — до 3/5, в Австралийском Союзе — свыше 83%. В СССР в 1970 в Г. проживало 56% населения.

Больших Г., к которым относят Г., имеющие свыше 100 тыс. жит., в мире около 2 тыс., в т. ч. свыше 100 (с пригородами до 150) Г.-"миллионеров" (см. табл. 1), из них в СССР — 10.

Табл. 1. — Крупнейшие города мира*

Город

Страна

Численность населения, тыс. жит.

Год оценки или переписи

города

с пригородами (или конурбация)

Aлександрия

Египет

1803,9

 

1966

Амстердам

Нидерланды

831,5

1040,4

1970

Афины

Греция

 

2500

1971

Ахмадабад

Индия

1507,9

1582,5

1969

Багдад

Ирак

1745,3

1965

Баку

СССР

1292

 

1971

Балтимор

США

905,8

2070,7

1970

Бангкок

Таиланд

2040

 

1968

Барселона

Испания

1794,4

1968

Белград

Югославия

1204

1971

Белу-Оризонти

Бразилия

1167

 

1968

Бенгалуру

Индия

1027,3

1744,9

1969

Берлин

ГДР

1085

 

1971

Берлин Западный

2124

 

1970

Бирмингем

Великобритания

1074,9

2446,4

1968

Богота

Колумбия

2512

1970

Бомбей

Индия

5534,4

 

1969

Брюссель

Бельгия

1077,0

1968

Будапешт

Венгрия

1940

 

1970

Бухарест

Румыния

1555

1969

Буэнос-Айрес

Аргентина

3549,0

9070,0

1969

Варшава

Польша

1308

1970

Вашингтон

США

756,5

2861,1

1970

Вена

Австрия

1643,0

 

1970

Гавана

Куба

1755

1970

Гамбург

ФРГ

1826,4

1968

Гвадалахара

Мексика

1352,0

1969

Глазго

Великобритания

956,2

1764,4

1967

Горький

СССР

1189

 

1971

Гуанчжоу (Кантон)

Китай

1840

1957

Дакка

Бангладеш

829

1969

Дели

Индия

3600

1971

Детройт

США

1511,5

4199,9

1970

Джакарта

Индонезия

2906,5

1961

Йокохама

Япония

2047,0

1968

Каир

Египет

4225,7

1969

Калькутта

Индия

3134,2

5074,7

1969

Канпур

Индия

1163,5

1275,8

1969

Каракас

Венесуэла

786,7

2964,0

1969

Карачи

Пакистан

3060,0

 

1969

Кагабланка

Марокко

1320,0

 

1969

Киев

СССР

1963

 

1971

Киото

Япония

1410,0

1968

Китакюсю

Япония

1050,0

1968

Кливленд

США

750,9

2064,2

1970

Кобе

Япония

1253,0

1968

Копенгаген

Дания

863,7

1377,9

1966

Куйбышев

СССР

1069

 

1971

Лахор

Пакистан

1823,0

1969

Ленинград

СССР

4002

 

1971

Лима

Перу

2415,7

1969

Лион

Франция

527,8

1074,8

1968

Лондон

Великобритания

7763,8

1968

Лос-Анджелес

США

2816,0

7032,1

1970

Люйда

Китай

1508,0

1957

Мадрас

Индия

2047,7

 

1969

Мадрид

Испания

2850,6

1968

Манила

Филиппины

1499,0

1968

Мельбурн

Австралийский Союз

76,2

2108,5

1968

Мехико

Мексика

3483,6

 

1969

Милан

Италия

1687,3

1968

Монреаль

Канада

1222,0

2527,0

1968

Монтевидео

Уругвай

1250

 

1967

Монтеррей

Мексика

1011,9

 

1969

Москва

СССР

7172

 

1971

Мюнхен

ФРГ

1260,6

 

1968

Нагоя

Япония

1996,0

1968

Нанкин

Китай

1419,0

 

1957

Неаполь

Италия

1267,0

1968

Новосибирск

СССР

1180

 

1971

Нью-Йорк

США

7876,8

16135,5

1970

Осака

Япония

3078,0

1968

Париж

Франция

2590,8

8196,7

1968

Пекин

Китай

4010,0

 

1957

Прага

Чехословакия

1105,6

 

1970

Пусан

Южная Корея

1425,7

 

1966

Пхеньян

КНДР

1000

1970

Ресифи

Бразилия

1100,5

 

1968

Рим

Италия

2656,1

1968

Рио-де-Жанейро

Бразилия

4207,3

 

1968

Сайгон

Южный Вьетнам

1682,0

1968

Сан-Паулу

Бразилия

5684,7

1968

Сантьяго

Чили

2447,7

1967

Сан-Франциско

США

715,7

3109,5

1970

Свердловск

СССР

1048

 

1971

Сеул

Южная Корея

3794,9

1966

Сиань

Китай

1310,0

 

1957

Сидней

Австралийский Союз

155,5

2444,7

1968

Сингапур

Сингапур

1987,9

 

1968

София

Болгария

973,5

1969

Стамбул

Турция

1742,0

2043,4

1965

Стокгольм

Швеция

756,7

1288,8

1968

Сурабая

Индонезия

1007,9

 

1961

Тайбэй

Китай

1604,0

 

1969

Тайюань

Китай

1020,0

 

1957

Ташкент

СССР

1424

 

1971

Тегеран

Иран

2719,7

1966

Токио

Япония

9012,0

11350,0

1968

Турин

Италия

1142,2

1968

Тяньцзинь

Китай

3220,0

 

1957

Ухань

Китай

2146

 

1957

Филадельфия

США

1948,6

4817,9

1970

Хайдарабад

Индия

1294,8

1363,4

1969

Ханой

ДРВ

1096

1963

Харбин

Китай

1552,0

 

1957

Харьков

СССР

1248

 

1971

Хьюстон

США

1232,8

1985,0

1970

Циндао

Китай

1121,0

 

1957

Чикаго

США

3366,9

7612,3

1970

Чунцин

Китай

2121

 

1957

Чэнду

Китай

1107

 

1957

Шанхай

Китай

6900

 

1957

Шэньян

Китай

2411

 

1957

* Численность населения городов СССР — по данным ЦСУ СССР; население остальных городов — главным образом по данным Demographic Yearbook, 1969, UN, а также по национальным источникам.

Г. (особенно большой современный Г.) выступает в жизни общества как чрезвычайно многоплановый социальный организм, как сложный экономико-географический, архитектурный и инженерно-строительный, а также культурный комплекс. Г. представляет собой историческую категорию, обусловленную в первую очередь социально-экономической структурой общества. Возникнув с переходом от первобытнообщинного строя к классовому обществу, Г. получал всё большее развитие по мере углубления общественного разделения труда. На протяжении истории характер Г., место, занимаемое ими в общественном производстве и в общественной жизни в целом, их социальный облик, их внешний вид и т. д. существенно изменялись, отражая в первую очередь достигнутый обществом уровень развития производительных сил и производств, отношений.

Экономико-географический и социологический очерк. С экономико-географической точки зрения Г. являются прежде всего местами средоточия промышленного производства и циркуляции значительных масс товаров, что определяет и развитие в них транспортных функций. Возникновение и развитие городов неотделимо от появления и углубления территориального (географического) разделения труда. Это и определяет производственные функции Г.: в сфере промышленности, транспорта, обмена, а также производства услуг для тяготеющих к Г. ареалов. Наряду с основной массой Г., базой развития которых являются функции общественного производства, имеются и др. типы Г., основанные на функциях административных (хотя обычно они сочетаются с торговыми и производственными), военных (Г.-крепости), связанные с культурой и наукой (университетские Г., такие, как Оксфорд, Гейдельберг, Тарту, в новейшее время — "Г. науки", например Дубна), с оздоровлением и отдыхом (Г.-курорты, например Сочи, Карлови-Вари), религией (Г. — религиозные центры, например Мекка, Лурд) и т. п. Типология Г. по их функциям (а также величине, зависящей, в свою очередь, от объёма этих функций) должна быть дополнена признаками географического положения Г. и характера его связей с тяготеющей к нему территорией. Так, среди Г. промышленного профиля можно выделить Г., расположенные вблизи месторождений полезных ископаемых или источников энергии (например, Г. Донбасса или Рурского бассейна); в транспортных узлах, в густозаселённых районах, где велики или особенно дёшевы ресурсы рабочей силы; в районах, обладающих значительными ресурсами с.-х. сырья (особая разновидность — Г. — центры плантационного хозяйства) и т. п. Г.-порты различаются по роли в их функциях экспорта, импорта и внутренних перевозок. Во всех случаях для оценки экономико-географических условий развития Г. важны величина и хозяйственная насыщенность тяготеющей к нему территории; для портов часто особенно выигрышно расположение в устье большой реки, с хорошо развитым бассейном (Ленинград, Нью-Йорк, Роттердам, Гамбург), около пролива (Стамбул, Копенгаген), или на далеко выдающемся крупном мысу (Дакар, Кейптаун). Поскольку экономико-географические факторы, определяющие тип Г. через его функции, исторически изменчивы, могут исторически менять свой профиль и сами Г. Существенна и природная обстановка, в которой развивается Г., например его расположение близ горных проходов (многие Г. северной Италии), на судоходной реке (например, волжские Г.), в удобной бухте (например, Владивосток), на рубеже природных зон и т. п.

В ходе исторического развития одни Г. утрачивали своё значение (или даже вовсе исчезали, о чём свидетельствуют "мёртвые города"), другие усиливали его, приобретая всё более обширное поле тяготения. Величина последнего зависит и от развития системы транспортных связей; прогресс транспорта способствует развитию более крупных Г., оставляя за мелкими роль лишь местных центров. В целом историческое развитие ведёт ко всё большей урбанизации населения и укрупнению Г. Степень урбанизации страны — важный показатель уровня её экономического развития. Для современной урбанизации характерно широкое распространение групповых форм городского расселения (так, в СССР в локальных группах Г. сосредоточено свыше 3/4 городского населения). Нередко вблизи современных больших Г. находятся города-спутники, Часто Г. срастаются, образуя агломерации (см. Агломерация населённых пунктов) или конурбации (наиболее известные примеры — огромная сплошь урбанизированная полоса в США — от Бостона до Вашингтона — т. н. Мегалополис;официальные конурбации в Великобритании и многие другие). В социалистических странах групповые формы городского расселения упорядочиваются с помощью районных планировок.

В Г. в сконцентрированном виде проявляются производственные отношения, определяющие социальный строй данного общества (см. ниже — Исторический очерк развития Г.).

Г. представляет собой определённый, отличный от деревни тип социальной организации (общности), жителям которого присущи черты, объединяемые понятием городского образа жизни. Для Г. характерна концентрация и интенсивность различных форм социального общения, специфическая (по сравнению с деревней) демографическая, профессиональная и организационная структура. Так, крупный современный Г. отличается высокой степенью разнообразия видов профессий, концентрацией квалифицированной рабочей силы, повышенной долей занятости в сферах науки, культуры, управления (особенно возрастающей в условиях современной научно-технической революции), развитой системой государственной и общественной организаций и т.д. В противовес относительной стабильности средневековых Г., социальная организация современных Г. отличается высокой динамичностью структуры, множественностью и разнообразием внешних и внутренних связей, отсутствием замкнутых социальных "ячеек" (община, цех). Городской образ жизни отличается большим разнообразием жизненных укладов, потребностей, вкусов, привычек. Традиции, обычаи играют в Г. значительно меньшую роль, чем в деревне. Г., особенно крупные, притягивая население из обширных ареалов, становятся очагами смешения различных этнических групп и их взаимной ассимиляции; в то же время в капиталистических и др. Г. досоциалистической эпохи имеют место уродливые явления этнической сегрегации (например, существование негритянских гетто в США).

Современный Г., особенно крупный, представляет собой сложный строительно-инженерный комплекс, систему инженерных сооружений и коммуникаций (водопровод, канализация, сеть тепло- и газопроводов, кабелей и наземных линий электропередач, устройства городского транспорта и т. п.), необходимых для нормальной эксплуатации жилого фонда, для взаимных связей между собой жилых районов, территорий промышленных предприятий, конечных пунктов внегородского транспорта, общественных и торговых центров. Важное значение для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения имеет уровень благоустройства Г. — развитие городского транспорта, создание сети коммунально-бытовых учреждений, городского освещения, мероприятия по озеленению Г., их санитарной очистке и т. д. (см. ст. Благоустройство населённых мест, Городское хозяйство). Система санитарно-гигиенических мероприятий в современном Г. направлена на устранение отрицательных последствий, которые имеет для здоровья человека жизнь в большом Г., таких, как перенаселённость, недостаток чистого воздуха и света, оторванность от природы, повышенная запылённость (см. также Городской климат), шум, нервные перегрузки, с чем связано значительное распространение в Г. некоторых болезней: сердечно-сосудистых, рака лёгких, нервных болезней, туберкулёза.

Облик города, непрерывно изменяющийся, динамично отражающий социальное развитие и научно-технический прогресс общества, определяется совокупностью многих факторов: величиной и пространственной структурой Г., историей его формирования, историко-архитектурным наследием, природным ландшафтом и др. В Г. исторически сложились или создаются по плану (главным образом в реконструируемых или новых Г. социалистических стран) особые городские зоны: центральная жилая, промышленная и др. В новых Г. это зонирование проводится, как правило, достаточно четко; в структуре исторически сложившихся Г. часто промышленные районы перемежаются с жилыми территориями — складывается т. н. чересполосное расположение функциональных зон. В структуре современного Г. формируются иногда функциональные узлы, объединяющие труд, быт и отдых горожан. Центр Г., где размещаются обычно важнейшие административные и культурные учреждения, мемориальные комплексы, выполняет общественные, идеологические и представительные функции; поэтому здесь находятся важнейшие архитектурные ансамбли, определяющие композиционное построение всего Г. В центрах капиталистических Г. сосредоточены деловые и административные здания (банки, биржи, конторы и др.), переполненные днём и пустующие вечером (район Сити в Лондоне), улицы торговли и индустрии развлечений с пёстрой, кричащей рекламой (Бродвей в Нью-Йорке). Облик исторического центра Г. и районов, населённых буржуазией, резко отличается по уровню благоустройства, типу и виду жилищ от облика пролетарских районов. Социальное районирование капиталистических Г. может изменяться (например, интенсивно идёт процесс переселения привилегированных слоев населения из неблагоприятных для здоровья, вследствие загрязнённости воздуха и шума, центральных районов крупных Г. в озелененные благоустроенные пригороды). В центрах Г. социалистических стран велика роль общественных зданий, учреждений культуры. В социалистических Г. нет противопоставления центра и периферии, а наблюдается теснейшее единство структуры Г., которое достигается развитием системы общественного центра (столичные проспекты Москвы), являющегося стержнем всей городской структуры, и высоким уровнем общественного обслуживания и благоустройства в новых жилых районах, где уровень комфорта зачастую выше, чем в центральных районах (например, Юго-Запад, Химки—Ховрино в Москве, жилой массив по улице Мориса Тореза в Ленинграде, район Жирмунай в Вильнюсе и др.). Большое влияние на облик Г. оказывает промышленность — значительные по размерам промышленные территории, монументальные здания и сооружения, открытые установки и заводские трубы (например, автозавод и завод "Красное Сормово" в Горьком, заводы концерна "ФИАТ" в Турине). Под воздействием научно-технической революции всё большее место в Г. занимают научно-исследовательские учреждения, часто образующие специализированные городские центры. Транспорт, обеспечивающий функционирование Г. в целом и его отдельных зон, во многом определяет облик современного Г. — потоки автомобилей, автостоянки, транспортные сооружения, скоростные дороги, транспортные развязки (например, в Лос-Анджелесе), авто- и ж.-д. вокзалы. Важную роль в облике Г. играют зелёные насаждения: парки, скверы, бульвары (Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького, Московский парк культуры и отдыха "Сокольники", Измайловский парк культуры и отдыха в Москве, Гайд-Парк в Лондоне, Тюильри и Булонский лес в Париже). Сложен и многообразен облик старых Г., длительное (иногда многовековое) историческое развитие которых материализуется в историко-архитектурном наследии. Облик таких Г. складывается в результате сложного взаимодействия разновременно сложившихся элементов Г., придающего ему индивидуальные, порой неповторимые черты. В небольших исторических Г. (Бухара, Псков) и особенно в Г.-заповедниках (Суздаль) историко-архитектурное наследие является важным фактором, формирующим их облик. В крупных, быстро развивающихся исторических Г. оно становится лишь фрагментом современного Г., сохраняя ведущее значение в композиции районов исторического центра (Москва, Ярославль, Прага). Многие старые европейские Г. сохраняют своё историческое ядро. включающее иногда постройки античного времени (акрополи, форумы, театры и др. в Г. Средиземноморья), но чаще средневековый центр с замком (кремлём), рыночной площадью, с характерной для многих Г. в средневековый период радиально-кольцевой планировкой и узкими кривыми улицами. К средневековому ядру примыкают кварталы 18—1-й половины 19 вв., обычно с регулярной планировкой и парадными ансамблями нового центра; кольца бульваров занимают место снесённых городских укреплений. Городские дворянские усадьбы и особняки 17—1-й четверти 19 вв. соседствуют с кирпичными фабричными корпусами 2-й половины 19 в., деловыми зданиями (банки, биржи, конторы), вокзалами, многоквартирными доходными домами. К бывшим когда-то загородными дворцам и усадьбам вплотную подходит современная городская застройка, лаконичные формы которой находятся в резком контрасте с архитектурой прошлого. Шпили и купола церквей, крупные обществ. здания, высотные жилые дома, телевизионные башни и заводские трубы образуют сложный силуэт современного Г. Облик Г. в процессе его развития претерпевает изменения: новые здания и сооружения, отражающие потребности, современные эстетические идеалы и технические возможности общества, часто возникают на территории исторического ядра или в непосредственной близости от него. Все проблемы, связанные с планировкой и застройкой Г., являются содержанием градостроительства.

Управление городом. В социалистических государствах управление Г. — форма осуществления единой государственной власти трудящихся представительными органами государственной власти — выборными городскими советами, органически сочетающими полноту прав в местных делах (включая и сферу производства) с участием в осуществлении общегородских задач.

В СССР в Г. населением избираются на 2 года городские Советы депутатов трудящихся (а в крупных Г. и районные Советы), наделённые широкими полномочиями. Каждый Совет избирает в качестве своего исполнительного органа Исполнительный комитет (исполком), повседневно осуществляющий управление Г. (или его районом) с широким привлечением общественности посредством образования комиссий исполкома по различным отраслям управления.

В зарубежных социалистических странах в Г. имеются выборные органы власти: народные советы (в Болгарии, Польше, Румынии, ДРВ), городские собрания депутатов (в ГДР), национальные комитеты (в Чехословакии), городские советы (в Венгрии), народные собрания (в КНДР), хуралы депутатов трудящихся (в МНР), общинные скупщины (в Югославии). Во всех этих странах городские органы власти избираются населением на 4 года (только в ДРВ и МНР — на 2 года). Городские органы власти образуют исполнительные органы (исполкомы, советы или управления), как правило, из числа своих депутатов, а также создают управления, отделы или комиссии по различным отраслям народного хозяйства и культуры.

Основные формы городского управления капиталистических государств сложились в 19 в. в результате муниципальных реформ. Потребности капиталистического хозяйства и давление народных масс вызвали известное расширение функций городских властей, особенно в вопросах коммунального обслуживания, образования, здравоохранения, дорожного строительства; под давлением трудящихся всеобщее избирательное право было распространено на выборы муниципальных органов. Органами городского управления, типичными для современных капиталистических государств, являются выборный муниципальный совет (см. Муниципалитет), избираемый этим советом или населени

Следующие

Города-герои, почётное звание, которого удостоены города СССР — Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Севастополь, Волгоград, прослав… читать дальше



Города-побратимы, города различных стран, установившие непосредственные дружеские связи для укрепления взаимопонимания между нар… читать дальше



Город-графство (англ. county borough, в Шотландии — county of cities), одна из основных единиц административно-территориальной с… читать дальше