Большая советсткая энциклопедия Голубкина Анна Семеновна
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Голубкина Анна Семеновна

Голубкина Анна Семеновна [16(28).1.1864, Зарайск, ныне Московской области — 7.9.1927, там же], советский скульптор. Училась в Москве у С. М. Волнухина (1889—90) и в училище живописи, ваяния и зодчества (1891—94) у С. И. Иванова, а также в Петербургской АХ (1894) у В. А. Беклемишева. Неоднократно посещала Париж, где занималась в академии Коларосси (1895—96), работала в собственной мастерской (1897—98); пользовалась советами О. Родена. Жила главным образом в Москве. Преподавала на Пречистенских рабочих курсах (1913—16) и в Свободных художественных мастерских — Вхутемасе (1918—1922). Участница революционного движения (Г. хранила и распространяла нелегальную литературу, в 1905 организовала явочную квартиру и госпиталь для раненых дружинников). Г. первой из русских скульпторов создала портрет К. Маркса (гипс, 1905, Третьяковская галерея) и обратилась к теме пролетариата, стремясь в обобщённых, порой поднимающихся до значения символа образах передать пробуждение рабочих масс, их могучий дух в борьбе за социальную справедливость ("Железный", 1897, "Идущий", 1903, "Сидящий", 1912, — все гипс, Русский музей, Ленинград; "Раб", дерево, 1909, там же; "Рабочий", гипс, 1909, Третьяковская галерея). В декоративных и станковых композициях Г. социальные мотивы и драматизм содержания порой сочетаются с отвлечённой символикой в духе стиля "модерн" [горельефы "Пловец" ("Волна"; гипс, 1901, на фасаде МХАТа) и "Вдали музыка и огни" (мрамор, 1910, Русский музей)]. Наиболее значительны выполненные Г. портреты, отличающиеся острым психологизмом, одухотворённостью и внутренней экспрессией — воплощение внешнего облика и сложного, противоречивого духовного мира человека начала 20 в. (портреты: Андрея Белого, гипс, 1907, Е. П. Носовой, мрамор, 1912, Т. А. Ивановой, гипс, 1925, — все Русский музей; А. Н. Толстого, дерево, 1911, А. М. Ремезова, дерево, 1911, — оба Третьяковская галерея; В. Г. Черткова, дерево, 1926, Музей Л. Н. Толстого, Москва). Импрессионистическая (см. Импрессионизм) текучесть форм, богатство светотеневых контрастов, особенно характерные для ранних произведений Г., сосуществуют в её творчестве с поисками большей конструктивности и пластической ясности форм.

Соч.: Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1923, переизд., [М.]. 1963.

Лит.: А. С. Голубкина. Юбилейная выставка. Каталог, М., 1964; Лукьянов С., Жизнь А. С. Голубкиной, М., 1969.

И. М. Шмидт.

Следующие

Голубкова Маремьяна Романовна [17.2(1.3).1893, деревня Голубково Архангельской губернии, — 8.9.1959, Москва], русская советская … читать дальше



Голубов Сергей Николаевич [8(20).6.1894, Саратов, — 8.2.1962, Москва], русский советский писатель. Участник Гражданской войны 19… читать дальше



Голубовский Петр Васильевич [16(28).6.1857, Минусинск, ныне Красноярского края, — 18(31).3.1907, Киев], русский историк, професс… читать дальше