Большая советсткая энциклопедия Гоген Поль Эжен Анри
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Гоген Поль Эжен Анри

Гоген (Gauguin) Поль Эжен Анри (7.6.1848, Париж, — 8.5.1903, пос. Атуона, Маркизские острова), французский живописец. В юности служил моряком, с 1871 — биржевым маклером в Париже. В 1870-х гг. самостоятельно занялся живописью. В 1883 бросил биржу и всецело посвятил себя искусству, что привело Г. к нищете, разрыву с семьей, скитаниям. В 1886 жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 — в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 два месяца работал (с В. ван Гогом) в Арле, в 1889—91 — главным образом в Ле-Пульдю (Бретань). Ранний период творчества Г. связан с импрессионизмом. В дальнейшем неприятие буржуазной цивилизации пробудило у Г. интерес к народному творчеству с его наивным мировосприятием, к искусству архаической Греции, средневековья, Древнего Востока. Поиски обобщённых образов, таинственного смысла явлений, интерес к издавна застылому укладу жизни, который Г. искал в Бретани, Арле и на Мартинике ("Видение после проповеди", 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; "Жёлтый Христос", 1889, Галерея Олбрайта, Буффало), сближают программу Г. с символизмом и приводят его и группу близких к нему молодых художников (т. н. понт-авенская школа) к созданию новой живописной системы ("синтетизма"), использующей обобщение и упрощение форм и линий. Светотеневая моделировка объёмов, световоздушная и линейная перспектива вытесняются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполняющего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины ("Кафе в Арле", 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Система живописи Г. получает дальнейшее развитие в его произведениях, созданных на острове Таити (Океания). Он едет туда в 1891, увлекаемый творческими исканиями и мечтой об идеальном обществе. Как казалось Г., здесь, вдали от европейской цивилизации человек живёт в гармонии со щедрой тропической природой, дарящей ему свободу от борьбы за существование. В 1895 после кратковременного возвращения во Францию Г. навсегда уезжает в Океанию (сначала на Таити, а в 1901 на о. Хива-Оа). Хотя колониальная действительность отнюдь не отвечала утопической мечте Г., он создаёт в своих полотнах ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населён духовно цельными людьми, живущими в единстве с природой ("Таитянские пасторали", 1893, Эрмитаж, Ленинград; "Брод", 1901, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; "И золото их тел", 1901, Музей импрессионизма, Париж). Картины, написанные в Океании, словно несут в себе экзотический аромат незнакомого мира и поэтический строй полинезийской культуры и мифологии, открывшиеся Г. первому из европейских художников. Эмоциональная насыщенность цвета, плоскостность и статичность композиции, органический сплав декоративного и монументального начала, новизна и значительность образов, характерные для произведений Г., во многом стимулировали творческие поиски живописцев начала 20 в. Г. работал также в области скульптуры, графики, керамики. В ряде литературных и критических произведений он дал теоретическое обоснование своего творческого метода.

Соч.: Avant et après, P., 1923; Noa-Noa. Voyage de Tahiti, P., [1924]; неполный рус. пер. — Hoa-Hoa. Путешествие на Таити, М., [1914], 2 изд., М., 1918; Lettres à sa femme et à ses amis, P., 1946.

Лит.: Кантор-Гуконская А. С., Поль Гоген. Жизнь и творчество, Л.—М., 1965; Даниельсон Б., Гоген в Полинезии, М.—Л., 1969; Wildenstein G., Gauguin. Catalogue, P., 1964; Cachin Fr., Gauguin, P., 1968.

А. С. Кантор-Гуковская.

Следующие

Гогенцоллерны, Хоэнцоллерны (Hohenzollern), династия бранденбургских курфюрстов (1415—1701), прусских королей (1701—1918), герма… читать дальше



Гогенцоллерны-Зигмарингены (Hohenzollern-Sigmaringen), румынская королевская династия (1866—1947). Основатель Карл (Кароль) I (п… читать дальше



Гогенштауфены (Hohenstaufen), династия германских королей и императоров "Священной Рим. империи" в 1138—1254. См. Штау… читать дальше