Большая советсткая энциклопедия Донателло
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Донателло

Донателло (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386, Флоренция, — 13.12.1466, там же), итальянский скульптор. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии. В 1404—07 работал в мастерской Лоренцо Гиберти. В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423—34 и 1457—61), Риме (1430—33), Падуе (1444—53). В 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару. Творчество Д., впитавшее демократические традиции культуры Флоренции 14 в., представляет собой одну из вершин развития искусства флорентинского кватроченто. В нём воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует в творчестве Д. со стремлением к возвышенному обобщению и героической типизации. Д. одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, "живописного" рельефа).

Первым известным нам произведениям Д. (статуи пророков для бокового портала флорентинского собора, 1406—08) ещё присущи готическая скованность и нерасчленённость форм, измельчённость линейного ритма. Однако уже мраморная статуя св. Марка, выполненная в 1411—13 для фасада церкви Орсанмикеле, является произведением скульптуры Ренессанса. Она отличается ясной тектоникой построения фигуры, спокойным величием и силой. В созданной для той же церкви статуе св. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Д. воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутреннюю собранность и напряжение, патриотическое гражданственное звучание. Выполненные Д. в 1416—35 совместно с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентинского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов, исполненных суровой правды. В 1420-е гг. Д., развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф "Пир Ирода" на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423—27). В содружестве с архитектором Микелоццо он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция). Пребывание Д. в Риме в начале 1430-х гг. углубило интерес художника к наследию античности. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе "Благовещение" с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти, известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428—33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами "путти" (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433—39, Музей собора, Флоренция). Ренессансным претворением античных форм отмечена и созданная Д. в 1430-х гг. бронзовая статуя Давида — первое изображение человеческой наготы в статуарной скульптуре Возрождения. Совершенство мягкой обобщённой пластики, юношеская гибкость и угловатость линий, настроение лирической мечтательности сочетаются в статуе с несвойственной искусству античности внутренней сложностью и многоплановостью образа. В 1434—43 Д. оформляет интерьер Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где им совместно с Брунеллески осуществляется новый тип синтеза искусств, для которого характерна равнозначность архитектурных и скульптурных форм. Наивысший расцвет творчества Д. связан с падуанским периодом. В Падуе Д. создал первый светский монумент эпохи Возрождения — конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447—53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремлённостью образа. Для церкви Сант-Антонио в Падуе Д. выполнил в 1446—50 один из наиболее крупных скульптурных алтарей эпохи Возрождения, состоявший из статуй и рельефов, заключённых в строгое ордерное обрамление. В рельефах алтаря многофигурные сцены, жизненные и драматичные, мастерски развёрнуты в иллюзорном пространстве. Поздние произведения Д., созданные в условиях нарастающего кризиса демократических традиций треченто и раннего кватроченто, полны обострённой экспрессии и духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий, группа "Юдифь и Олоферн", бронза, около 1456—57, площадь Синьории, рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., см. илл., завершены учениками Д., — все во Флоренции). Влияние творчества Д. на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Д. были восприняты многими скульпторами кватроченто, а также живописцами Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантеньей и др. Произведения Д. изучали Микеланджело и Рафаэль.

Лит.: Либман М. Я., Донателло, М., 1962; Planiscig L., Donatello, Firenze, 1947; Janson Н. W., The sculpture of Donatello, v. 1—2, Princeton, 1957; Grassi L., Tutta la scultura di Donatello, Mil., 1958; Castelfranco G., Donatello, Mil., 1963.

М. Я. Либман.

Следующие

Донати (Donati) Джованни (16.12.1826, Пиза, — 20.9.1873, Флоренция), итальянский астроном. Учился в университете в Пизе, получил… читать дальше



Донати комета, долгопериодическая комета с периодом около 1950 лет, одна из наиболее ярких комет. Д. к. движется вокруг Солнца п… читать дальше



Донатисты, сторонники религиозного движения в римской Северной Африке 4—5 вв. Движение Д. возникло в 311, когда часть африкански… читать дальше