Большая советсткая энциклопедия Дизелевоз
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дизелевоз

Дизелевоз, рудничный локомотив с дизельным приводом, предназначенный для перемещения вагонеток по подземным горным выработкам. Первые Д. были применены в шахтах в начале 20 в. Совершенствование двигателей и удешевление топлива способствовали распространению Д. в угольной промышленности Великобритании, Бельгии и др. стран. Д. оборудован четырёхтактным дизельным двигателем с водяным охлаждением. Регулирование скорости движения (от 3 до 14 км/ч) осуществляется механической коробкой передач, а на Д. большой мощности (60—100 л. с.) — гидромеханической передачей. Д. изготовляются в нормальном рудничном или взрывобезопасном исполнении, которое позволяет использовать их в газоопасных шахтах (см. Газовый режим). По сравнению с аккумуляторными электровозами Д. обладают большей мощностью и позволяют перемещать составы на значительных уклонах. Однако несмотря на специальные системы очистки выхлопных газов, Д. загрязняют шахтную атмосферу и требуют дополнительной подачи чистого воздуха в шахту (2 м3/мин на 1 л. с. мощности). Д. используются для перемещения составов по основным выработкам шахт, а также в качестве вспомогательного транспорта на гидрошахтах, при проведении выработок и тоннелей.

Лит.: Транспорт на горных предприятиях, М., 1969.

А. А. Пархоменко.

Следующие

Дизель, двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с воспламенением от сжатия. Воспламенение в цилиндре Д. происходит при впрыске топл… читать дальше



Дизельная электростанция (ДЭС), энергетическая установка, оборудованная одним или несколькими генераторами электрического тока, … читать дальше



Дизельное топливо, жидкое нефтяное топливо, применяемое в дизелях. Выпускаются две группы Д. т.: 1) дистиллятные маловязкие, при… читать дальше