Большая советсткая энциклопедия Выставки художественные
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Выставки художественные

Выставки художественные, публичный, большей частью временный, показ произведений искусства. В. х. — основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством (с современным искусством, с художественным наследием). Иногда В. х. устраивают также в целях продажи произведений искусства. Различаются В. х. международные, национальные, региональные (в СССР — всесоюзные, республиканские, областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. В. х. могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные — "биеннале" и др.). В. х. часто объединяют произведения по какому-либо признаку — по составу участников (члены АХ, учащиеся художественных учебных заведений, самодеятельные художники и др.) и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства (живопись, скульптура, гравюра, портрет, пейзаж), а также по темам (так называемые тематические выставки) и направлениям в изобразительном искусстве. Большое значение имеют музейные В. х. (персональные и тематические, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из других музеев, выставки новых поступлений в музей и др.). Выбранная участниками выставки или назначенная специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование В. х., размещение экспонатов, издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т.д.). Для многих (главным образом тематических) В. х. в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции.

Первыми В. х. были публичные показы художественных произведений в Древней Греции (с 6 в. до н. э.), в Италии в 15—16 вв. во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры, осуществлявшая с 1653 показ работ своих членов, с 1699 начала устраивать выставки в Лувре (см. Салон). В 18 в. регулярные выставки были организованы и АХ других государств (в том числе с 1760-х гг. АХ в Петербурге). С 19 в. В. х. становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во 2-й половине 19 в. наряду с официальными академическими выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе "Реализм", 1855, "Салон отверженных", 1863, — обе во Франции) и общественные выставочные объединения (Национальное общество изящных искусств, 1890, во Франции; Сецессионы, с 1892, в Германии и Австрии). Некоторые из них противопоставляли салонно-академическому искусству (см. Академизм в изобразительном искусстве и Салонное искусство) реалистическую программу, поиски новых средств художественной выразительности. В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871). Резкое увеличение количества В. х. в конце 19 — начале 20 вв. отразило сложный и противоречивый характер русского искусства этого периода (выставки объединений "Мир искусства", "Союз русских художников", "Бубновый валет" и др.), возросший интерес к изучению национального художественного наследия (Историко-художественная выставка портретов, 1905, Петербург).

В СССР и других социалистических странах В. х. предназначены для народных масс и играют большую воспитательную роль; это обусловило широкое распространение В. х. (в том числе тематических). Крупнейшие из них: "15 лет РККА" (1933), "Индустрия социализма" (1939), "Великая Отечественная война" (1942), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959), "Искусство — в быт" (1960), "На страже мира" (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка "50 лет Советской власти" (1967) — в Москве; "Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции" (1967) в Москве и других городах; Всесоюзная художественная выставка, посвящённая столетию со дня рождения В. И. Ленина (1970) в Москве; "Мы любим жизнь" (1966) в Берлине. Велика роль В. х. в подъёме национальной культуры и роста национального самосознания в странах, освободившихся от колониального господства (1-й Международный фестиваль африканского искусства, 1966, Дакар, Сенегал). В капиталистических странах наряду с выставками классического и современного прогрессивного искусства устраивается много В. х. в рекламных, коммерческих целях, а также выставки, пропагандирующие буржуазную идеологию.

Для искусствознания большое значение имеют В. х., посвящённые отдельным явлениям истории искусств, на которых нередко экспонируются произведения, хранящиеся в разных странах. Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен национальными В. х. (выставки "Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней", 1960, в Москве, "Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев", 1967—68, в Париже), международные В. х. ("Искусство и Сопротивление", 1965, в Болонье), национальные и международные экспозиции на всемирных выставках (выставка "Гений человека-созидателя" в интернациональном павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967).

Лит.: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник, т. 1—2, М., 1965—67; Luckhurst K. W., The story of exibitions, L. — N. Y., 1951; Koch G. F., Die Kunstausstellung. Ihre Geshichte von den Anfängen bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts, B., 1967.

В. М. Петюшенко.

Следующие

"Выстрел", Высшие офицерские курсы им. Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова, военно-учебное заведение в Сов… читать дальше



Выстукивание (медицинское), то же, что перкуссия.… читать дальше



Выступы тектонические, области длительных поднятий земной коры, нередко выраженные в рельефе. Характеризуются неглубоким залеган… читать дальше