Большая советсткая энциклопедия Акселерометр
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Акселерометр

Акселерометр (от лат. accelero — ускоряю и греч. metréō — измеряю), прибор для измерения ускорения (перегрузок), возникающего на космических летательных аппаратах, ракетах, самолётах и др. движущихся объектах, при испытаниях машин, двигателей и т. д. Различают А.: в зависимости от вида движения — линейный и угловой; по принципу действия — механический, электромеханический и др.; по назначению — измеряющий ускорение как функцию времени или пути и максимальный, измеряющий момент достижения объектом заданного значения ускорения или максимальное значение ускорения в быстропротекающем процессе, например при ударе. А. с записывающим устройством называется акселерографом.

Ускорение воспринимается: в линейном (с одной степенью свободы) механическом А. (рис.) — маятниковым устройством, в котором под действием ускорения возникает отклонение маятника от положения равновесия (размер отклонения показывает стрелка на шкале, отградуированной в единицах ускорения); в электромеханическом А. — тензодатчиком, изменяющим свой электрический параметр (сопротивление, индуктивность или ёмкость) в зависимости от механической деформации, пропорциональной ускорению; в максимальном А. — или маятниковым устройством, разрывающим контакт в электрической цепи при достижении объектом исследования заданного значения ускорения, или пьезоэлектрическим датчиком, вырабатывающим электрическое напряжение при механическом сжатии под действием сил инерции. В электромеханических и максимальных А. ускорения регистрируются на экране осциллографа, на который после усиления поступают электрические сигналы с воспринимающих ускорение устройств.

При небольших (до 10 гц) частотах колебаний деталей машин или движущихся объектов для измерений больших ускорений применяют механические А.; при повышенных частотах — электромеханические А.; при вибрационных измерениях ускорений в диапазоне частот 10 гц — 20 кгц — максимальные А. Максимальные А. позволяют измерять ускорения от 1 см/сек2 до 30 км/сек2 (0,001 до 3000 g, где g — ускорение свободного падения).

В гравиметрии при определениях ускорений силы тяжести на море и в воздухе используют трёхкомпонентные А., с помощью которых регистрируют и учитывают ускорения, обусловленные качкой корабля или самолёта в месте установки гравиметра или маятникового прибора. Применяемые в гравиметрии А. рассчитаны на диапазон измерения ускорений в несколько сот см/сек2 и имеют точность порядка 1 см/сек2

Лит.: Фридлендер Г. О. и Селезнев В. П., Пилотажные манометрические приборы, компасы и автоштурманы, М., 1953; Иориш Ю. И., Измерение вибрации. Общая теория, методы и приборы. М., 1956.

Следующие

Аксельбант (нем. Achselband, от Achsel — плечо и Band — лента, тесьма), оплечье или наплечье, плетёный шнур (золотой, серебряный… читать дальше



Аксельрод (Axelrod) Джулиус (р. 30.5.1912, Нью-Йорк), американский физиолог и фармаколог, член Национальной АН США (1971). Оконч… читать дальше



Аксельрод (псевдоним — Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 — 5.2.1946), русский философ и литературовед. С 1884 в революционном дви… читать дальше