Большая советсткая энциклопедия Восковая живопись
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Восковая живопись

Восковая живопись, вид живописной техники, при которой связующим краски веществом служит воск. Благодаря его малой химической активности и влагоустойчивости произведения, выполненные В. ж., сохраняют в течение многих веков первоначальную свежесть локального цвета, плотность и фактуру красочного слоя. В. ж. с 14 в. до н. э. применялась в Древнем Египте для окраски фасадов храмов. В Древней Греции к 5 в. до н. э. была выработана технология наиболее прочной В. ж. горячим способом (энкаустика, от греч. enkáiō — выжигаю): сильно подогретые восковые краски наносились на нагретый раскалённой бронзовой лопаткой участок основы. Согласно Плинию Старшему, этим способом писали Зевксис и Паррасий (произведения не сохранились). Фаюмские портреты (1 в. до н. э. — 4 в. н. э.) и византийские иконы (до 12 в.) выполнялись В. ж., в которой энкаустика постепенно сменялась восковыми красками на скипидаре (так называемый холодный способ) и восковой темперой (эмульсии с примесью летучих масел), менее прочными, но и менее сложными для работы. В настоящее время В. ж. применяется главным образом для заполнения утрат красочного слоя и его закрепления при реставрации живописи.

Лит.: Шмидт Г., Техника античной фрески и энкаустики, М., 1936; Кудрявцев Е. В., Техника реставрации картин, М., 1948; Хвостенко В. В., Техника энкаустики, М., 1956; Киплик Д. И., Техника живописи, М. — Л., 1960.

Следующие

Восковая моль, клочень, огнёвка пчелиная большая (Galleria mellonella), бабочка семейства огнёвок. Крылья в размахе 22—35 мм. Ра… читать дальше



Восковая спелость, фаза созревания хлебных злаков; характеризуется пожелтением всего растения, восковидной консистенцией зерна (… читать дальше



Восковица (cera, или ceroma), участок обычно неоперённой и часто утолщённой кожи у основания надклювья некоторых птиц (хищные, с… читать дальше