Большая советсткая энциклопедия Винтокрыл
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Винтокрыл

Винтокрыл, летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, в котором подъёмная сила создаётся комбинированной несущей системой, состоящей из одного или двух несущих винтов и крыла. Слово "винтокрыл" образовано от слов "винт" и "крыло" (по признаку применяемых несущих систем).

Вертикальный взлёт и посадка В., как и вертолёта, происходят с помощью несущих винтов, а разгон — как с помощью несущих винтов, так и движителей, тянущих или толкающих воздушных винтов. После достижения скорости, на которой аэродинамические рули начинают эффективно действовать (эволютивная скорость), и до максимальной скорости полёта (свыше 500 км/ч) В. летит, как обычный самолёт, используя возрастающую пропорционально квадрату скорости подъёмную силу крыла, которая на максимальной скорости полёта достигает 75—90% полётного веса. На режимах взлёта и посадки система управления В. аналогична вертолётной, а в режиме поступательного полёта — как самолётной, так и вертолётной системе управления, специфичной у каждого типа В.

В конце 50-х гг. 20 в. английской фирмой "Фейри" был построен В. "Ротодайн" (рис. 1) с одним реактивным несущим винтом и двумя тянущими воздушными винтами. Полётная масса его равна 17 700 кг, скорость полёта до 312 км/ч. В СССР в это же время был построен В. (рис. 2) поперечной схемы Ка-22 (конструкции Н. И. Камова) с двумя несущими винтами и двумя турбовинтовыми двигателями (конструкции А. Г. Ивченко) по 4300 квт (5900 л. с.). Полётная масса его равна 37 т. В 1961 на этом В. были установлены 8 мировых рекордов, в том числе скорости по прямой — 356 км/ч, скорости по замкнутому 100-км маршруту — 336 км/ч и поднятия коммерческого груза массой 16 485 кг на высоте 2588 м. В отдедьных полётах была достигнута скорость 375 км/ч. Позже американской фирмой "Локхид" был построен экспериментальный В. ХН-51А, на котором была достигнута рекордная скорость полёта 486 км/ч. На его основе этой фирмой в 1965 был построен боевой В. АН-56А "Чайен" (рис. 3) с 4-лопастным "полужёстким" несущим винтом, толкающим винтом и компенсирующим хвостовым винтом, как у вертолёта. Турбовинтовой двигатель (фирмы "Дженерал электрик") мощностью 2500 квт (3400 л. с.) позволил достичь максимальной скорости полёта у земли 408 км/ч при максимальной полётной массе 7700 кг. Дальнейшее совершенствование В. позволит достичь крейсерских скоростей полёта 600 км/ч и грузоподъёмности до 20 т.

Н. И. Камов.

Следующие

Винтомоторная установка, винтомоторная группа, силовая установка самолёта, аэросаней и др., состоящая из поршневых двигателей вн… читать дальше



Винтонакатный инструмент, инструмент для холодной накатки винтовых (резьбовых) профилей на металлических деталях (см. Резьбонака… читать дальше



Винтонарезная головка, то же, что резьбонарезная головка.… читать дальше