Большая советсткая энциклопедия Верстовский Алексей Николаевич
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Верстовский Алексей Николаевич

Верстовский Алексей Николаевич [18.2(1.3).1799, имение Селиверстово Тамбовской губернии, — 5(17).11.1862, Москва], русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка), брал также уроки пения, композиции. В 1823 поселился в Москве, в течение 35 лет занимал ведущее положение в её театральной жизни. С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара императорских московских театров. В 1848—60 управляющий конторой Дирекции императорских московских театров. В. способствовал повышению художественного уровня спектаклей, обогащению репертуара, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров, оркестровых музыкантов.

В творчестве композитора центральное место занимают музыкально-сценические произведения. В. — один из основоположников жанра русской оперы-водевиля; он написал более 30 опер-водевилей, в том числе "Бабушкины попугаи" (текст Н. И. Хмельницкого, 181.9), "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом" (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), "Две записки, или Без вины виноват" (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827). Работа В. над водевилями подготовила его оперное творчество. В созданных композитором 6 операх — "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), "Громобой" (1854, постановка 1857) и др. — народное русское начало сочетается с романтизированной театр фантастикой. Лучшая из опер В. — "Аскольдова могила" (1835) благодаря яркости музыкально-сценических образов, доходчивости музыки, построенной на бытовом романсово-песенном материале, завоевала огромную популярность. Эта опера — значительное явление русской музыки 1-й половины 19 в. В творчестве В. высокого развития достиг жанр русской вокальной баллады. Лучшие из его баллад — "Чёрная шаль" (слова А. С. Пушкина), "Бедный певец" и "Ночной смотр" (слова В. А. Жуковского) и др. — отличаются яркой театральностью (исполнялись на сцене в виде театрализованных представлений в сопровождении оркестра).

В. принадлежит статья "Отрывки из истории драматической музыки", напечатанная в "Драматическом альбоме для любителей театра и музыки" (1826, изд. В. совместно с А. И. Писаревым). В. издал также два "Музыкальных альбома" (на 1827, на 1828).

Лит.: Серов А. Н., А. Н. Верстовский и его значение для русского искусства, в его кн.; Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Финдейзен Н., А. Н. Верстовский, "Ежегодник императорских театров". Сезон 1896—1897 гг., прилож. 2, СПБ, 1898 (имеется отд. оттиск); Асафьев Б., Композитор из плеяды славяно-российских бардов: Алексей Николаевич Верстовский, "Советская музыка", 1946, № 8—9; Левашова О., А. Н. Верстовский. (К 150-летию со дня рождения), там же, 1949, №6; Доброхотов Б., А. Н. Верстовский. Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество, М. — Л., 1949.

Следующие

Вёрт (Wörth), город в Эльзасе (Франция), в районе которого 6 августа 1870 в начале франко-прусской войны 1870—71 произошло … читать дальше



Верт (Werth) Александр (4.2.1901, Петербург, — 5.3.1969, Париж), английский журналист и публицист. В 1917 вместе с семьей выехал… читать дальше



Вертекс (лат. vertex — центр вращения неба, от verto — поворачиваю), точка небесной сферы, к которой преимущественно направлены … читать дальше