Бучма Амвросий Максимилианович
Бучма Амвросий Максимилианович (14.3.1891, Львов, — 6.1.1957, Киев), украинский советский актёр, режиссёр, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1944). Член КПСС с 1942. Родился в семье железнодорожника. С 1905 выступал как хорист и актёр на "выходные" роли на сцене театра "Руська бесида" (Львов). Музыкальный от природы, наделённый великолепным чувством ритма, играющий на нескольких музыкальных инструментах, гимнаст и танцор, одарённый рисовальщик и гримёр, находчивый импровизатор, Б. вскоре стал одним из популярных актёров западно-украинского театра. Изучение игры старших товарищей по сцене (особенно Е. А. Рубчаковой, В. М. Юрчака), наблюдения над окружающей действительностью, интерес к жизни народа сыграли важную роль в формировании его творческой индивидуальности. После Великой Октябрьской революции Б. — один из первых строителей украинского советского театра. В 1920 он участвовал в создании Театра им. И. Франко (Винница; с 1926 в Киеве). В 1922—26, 1930—36 актёр театра "Березиль" (Киев; с 1933 — Харьковский театр им. Т. Г. Шевченко). Среди лучших ролей этого периода: Хиггинс ("Джимми Хиггинс" по одноименному произведению Синклера), Жан ("Жакерия" по Мериме), Гайдай и Платон Кречет ("Гибель эскадры" и "Платон Кречет" Корнейчука), Иван Каляев ("Пролог" Поповского). В 1936 возвратился в Театр им. И. Франко. На сцене этого театра Б. создал выдающиеся сценические образы, исполненные большой драматической силы: Терентий Пузырь ("Хозяин" Карпенко-Карого), Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Иван Коломийцев ("Последние" Горького), Гайдай, Платон Кречет и Макар Дубрава ("Гибель эскадры", "Платон Кречет" и "Макар Дубрава" Корнейчука). Играл роль В. И. Ленина в спектакле "Правда" Корнейчука. Для Б. главным в образе Ленина была любовь его к народу, близость к простым людям, вера в творческие силы масс. Изучая материалы, книги, статьи, воспоминания, посвященные Ленину, Б. искал то, что помогало ему создать образ народного вождя, раскрыть процесс рождения и развития ленинской мысли. Творчество Б. отмечено огромной внутренней правдой, искренностью, остротой социальных обобщений, психологической глубиной. Огромный жизненный опыт, богатство наблюдений и впечатлений (с раннего детства Б. работал батраком, грузчиком, каменщиком и др.) определили главную тему творчества актёра — труд и жизнь народа, особую человеческую страстность его искусства. Мастер перевоплощения, отточенной формы, Б. с успехом исполнял и характерные роли. Поставил ряд спектаклей.
С 1924 Б. снимался в кино. Создал трагедийные образы Гордея Ярощука ("Ночной извозчик"), Тараса ("Непокорённые") и др. Вёл педагогическую работу в Киевском институте театр, искусства им. Карпенко-Карого (профессор с 1940). Государственная премия СССР (1941, 1949). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Страницы моей жизни, "Искусство кино", 1957, № 7.
Лит.: Борщаговский А., Амвросий Максимилианович Бучма, М.—Л., 1947; Пickyн I., Амвросiй Максимилианович Бучма, К., 1956; Львов- Анохин Б., Амвросий Максимилианович Бучма, М., 1959.
Следующие
Буш (Bush) Алан Дадли (р. 22.12.1900, Далуич), английский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, общественный деяте… читать дальше
Бушарда (Bouchardat) Гюстав (4.6. 1842, Париж, — 22.11.1918, там же), французский химик, профессор минералогии в Парижской фарма… читать дальше
Бушатли, Бушати (Bushatli, Bushati), албанская феодальная династия (с 15 в. до 1831). Основатели Б. — князья Дукагини; один из н… читать дальше