Рембо Артюр
Рембо (Rimbaud) Артюр (20.10.1854, Шарлевиль, — 10.11.1891, Марсель), французский поэт. Вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 (не окончил). Как поэт формировался под воздействием Т. де Банвиля, В. Гюго, особенно Ш. Бодлера. Р. с сарказмом обрушивался на мещанство ("Заседатели"), Вторую империю ("Бешенство кесаря" и др.), религию ("Наказание Тартюфа", "Зло"), связывая с Республикой надежды на перестройку общества ("Кузнец"). Разочарование в правительстве "национальной измены" вызвало у него в начале 1871 кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармоническому миропорядку. Парижская Коммуна 1871 вернула Р. веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революционной поэзии Франции — "Военный гимн Парижа", "Париж заселяется вновь", "Руки Жанны-Мари" (1871). В поэзии Р. развивались реалистическая образность, психологизм, сатира ("Семилетние поэты", "Бедняки в церкви", "Сестры милосердия", сатирические стихи т. н. "Зютистского альбома"). Наступление реакции тяжело сказалось на душевном состоянии и дальнейшем творческом пути Р.
Переход к символизму обозначился в "Пьяном корабле", в сонете "Гласные". В символистский период Р. создал т. н. "Последние стихотворения" (1872) и стихотворения в прозе, т. н. "Озарения" (написаны 1872—73, изд. 1886). Книга "Сквозь ад" (1873), сочетая трагическую разорванность стиля с убийственной критикой символизма, готовила поэтический реализм 20 в. Со 2-й половины 70-х гг. 19 в. Р. отошёл от литературы и после долгих скитаний в 1880 был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии. В 20 в. вокруг наследия Р. развернулась борьба между реализмом и модернизмом. Лучшие поэтические традиции Р. были восприняты Г. Аполлинером, П. Элюаром, поэтами Сопротивления.
Соч.: Œuvres, [2 éd.], P., [1964]; Œuvres, P., [1966]; в рус. пер,— Стихотворения, М., 1960; [Стихи], в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.
Лит.: Лившиц Б. К., От романтиков до сюрреалистов, Л., [1934]; Балашов Н., Рембо, в кн.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; его же, Блэз Сандрар и проблема поэтического реализма XX в., в кн. Сандрар Б., По всему миру..., М., 1974; Е tiemble R. et GaucIere Y., Rimbaud, P., 1950; Fowlie W., Rimbaud. [A critical study], Ch. — L., [1967]; Gascar P., Rimbaud et la Commune, [P., 1971]; "Europe", 1973, № 529—30 (№ посвящен Рембо).
Н. И. Балашов.
Следующие
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лейден, — 4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рис… читать дальше
Ремеделло культура, археологическая культура времени энеолита и ранней бронзы в Северной Италии (последняя треть 3 — начало 2-го… читать дальше
Ремедиум (от лат. remedium, буквально — средство против чего-либо), установленный государством в условиях золотомонетного станда… читать дальше